Мнение

Касперский против Apple: как американская корпорация давит на сторонних разработчиков

Касперский против Apple: как американская корпорация давит на сторонних разработчиков
Андрей Васильев

Приложения с функцией родительского контроля за использованием смартфона - огромный рынок. Прибыль на этом направлении - миллионы долларов. “Лаборатория Касперского” - один из пионеров в области подобных программ, однако совсем недавно приложение российской компании удалили из официального магазина AppStore. Вместо него там появилось собственное приложение Apple с похожими функциями. Андрей Васильев - о том, почему американская корпорация оказывает давление на одних разработчиков, требуя откорректировать приложения, и практически полностью игнорирует других. 

Миллиарды долларов прибыли и правила

Приложения в официальных магазинах Google Play и App Store давно превратились во вторую нефть. На их разработке, и последующей продаже и поддержке компании зарабатывают целые состояния. С точки зрения прибыльности вопрос понятный, однако и для программ под устройства на Android, и для смартфонов под управлением iOS правила разработки всегда были плюс-минус одинаковыми.

В Apple и Google (обе компании базируются в США) приняты разные алгоритмы проверок приложений на совместимость, однако обе компании подходят к анализу приложений примерно с одной и той же стороны. Базовые принципы проверки AppStore на совместимость приложений с правилами компании умещаются в пять пунктов: безопасность, производительность, коммерческая деятельность, дизайн и законодательные требования.

Последнее - особенно интересно. В своих формулярах и сводах правил Apple, прежде всего, опирается на американское законодательство. Что не удивительно - компания находится в юрисдикции США, а значит, должна соблюдать определённые условия работы. Этому же правилу должны следовать и разработчики. Хочешь опубликовать приложение в официальном магазине - проведи приложение через составленный компанией чек-лист.

Для тех, кто пренебрегает правилами, никакой лояльности со стороны разработчика. В Apple не скрывают, что с 2016 года удалили более 1,5 млн. приложений, нарушающих правила. В основном, и Apple это открыто признают, бан в размещении в AppStore дают даже за незначительные нарушения вроде ошибок в коде или коммерческой “непрозрачности” программы.

Одним можно, другим - нет

Похожих друг на друга приложений в App Store полно. От простейших, вроде калькулятора или переводчика, до сложных, например, программ для родительского контроля. Важно уточнить, что по своей сути программы с функцией родительского контроля - ничто иное как своеобразной предохранитель и таймер для смартфона ребёнка в одном. С их помощью можно определять в какое время ребёнок может пользоваться смартфоном, на какие сайты может заходить, а на какие нет. Этот подход исповедует и сама компания Apple, правда в несколько ином ключе. К примеру, с недавнего времени все фотографии, загружаемые в облачные хранилища iCloud будут проверяться специальным алгоритмом на предмет совершения потенциальных преступлений.

На возмущения юристов и правозащитников Apple ответили, что такой подход позволит принести пользу обществу, однако претензии пользователей относительно тайны переписки и тайны частной жизни “яблочники” комментировать не стали.

Примерно тот же подход Apple оставила и для разработчиков. История с приложением Safe Kids от российской компании “Лаборатория Касперского” очень похожа на то, что в приличном обществе называют “двойными стандартами”, когда почти наверняка существуют внутренние инструкции, которые помогают “придержать конкурента”.

Суть истории проста. Приложение Safe Kids было проверено компанией Apple около трёх лет назад после выгрузки приложения на тесты специалисты Apple проверили приложение и не нашли никаких нарушений. В 2018 году в “Лабораторию Касперского” прислали уведомление о том, что приложение “Kaspersky Safe Kids” (KSK) для iOS не удовлетворяет требованиям пункта 2.5.1 правил для приложений.

На пике популярности приложений для родительского контроля и насыщению магазина AppStore похожими программами выяснилось, что использование конфигурационных профилей противоречит политике магазина App Store, и Apple потребовала от “Лаборатории Касперского” убрать эти механики из приложения, чтобы “KSK” прошло ревизию и могло быть размещено в магазине.

Как это работает на самом деле

Говоря простым языком, для “Лаборатории Касперского” это означало лишь одно - исключение из “Kaspersky Safe Kids” двух основных функций: контроль приложений и блокировку браузера Safari. Последний (для справки) разработан и продвигается именно компанией Apple. Никакого нарушения в блокировке браузеров от других разработчиков, в том числе и Google, Apple не увидела ничего плохого.

Однако, приложения от сторонних разработчиков, например Our Pact и Qustodio, которые используют аналогичную механику, Apple не заблокировала.

А теперь главная интрига. В “Лаборатории Касперского” провели собственное исследование и выяснили. что кампания Apple Inc. по внесению изменений в Правила для приложений чудесным образом совпала с запуском программы “Screen Time” - базовой утилиты для устройств под управлением iOS. Программа собственной разработки является аналогом “Kaspersky Safe Kids”, однако это Apple ни коим образом не беспокоит. “Под раздачу” попало не только приложение “KSK” от “Лаборатории Касперского”, но и целый ряд других программ, использующих схожую механику работы и метод отображения данных.

Сейчас приложение “KSK” доступно в AppStore, однако для восстановления доступа для пользователей пришлось внести целый ряд изменений. Например, исключить из “Kaspersky Safe Kids” возможность блокировки приложений и...браузера Safari, предустановленного на все устройства Apple.

В самой “Лаборатории Касперского” после этого инцидента заявили о международном масштабе проблем для разработчиков. По мнению российской компании, с аналогичными проблемами конкуренции Apple сталкивались разработчики AdGuard - кроссплатформенного блокировщика рекламы, Kidslox - программы для родительского контроля, созданной украинскими разработчиками, и один из самых популярных музыкальных сервисов Spotify - прямой и самый опасный конкурент “яблочному” Apple Music, который так же, как и браузер Safari, предустанавливается на все устройства по умолчанию.

Административный ресурс и давление на кокурентов Apple объясняет “заботой о простом пользователе”, но не все разделяют оптимизм компании из Купертино. Например, испанский разработчик приложения Qustodio в 2019 уже начал судиться с Apple при тех же обстоятельствах, и американские производители смартфонов и другой электроники объяснили ограничения “превентивными мерами” и “защитной реакцией”. То есть, устранили всех своих конкурентов просто так, на всякий случай.

Если так пойдёт и дальше, то весь рынок перспективных приложений можно будет монополизировать - достаточно изучить все приложения, загруженные в AppStore, изучить их структуру и код, а потом просто убрать под мнимым предлогом, в целях сохранения приватности или “из-за угрозы вторжения русских хакеров”.

И повлиять на техногиганта будет практически невозможно. Об этом же в своих заявлениях говорят и представители “Лаборатории Касперского”, которые после некоторых изменений в структуре своих приложений начали судиться с Apple.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share