Политика

"Два дня будут критическими": индолог дал прогноз о развитии конфликта Пакистана и Индии

"Два дня будут критическими": индолог дал прогноз о развитии конфликта Пакистана и Индии

Индия и Пакистан сошлись в воздушном бою, в котором, по сообщениям СМИ, участвовало 32 самолета. За конфликтом двух стран, обладающих ядерным оружием, пристально наблюдают во всем мире. В среду Пакистан сбил два самолета ВВС Индии и арестовал пилота после того, как индийские ВВС ударили по тренировочному лагерю исламистской группировки, взявшей на себя ответственность за нападение на индийский военный конвой в округе Пульвама штата Джамму и Кашмир 14 февраля. Россия, Китай, США и другие страны призвали Пакистан и Индию к деэскалации. Ruposters попросил кандидата исторических наук, научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Куприянова оценить масштаб конфликта, разъяснить позиции сторон и дать прогноз на ближайшее будущее. 

Возможна ли ядерная война

Вероятность ядерной войны если не нулевая, то одна сотая процента. Там люди, которые живут с ядерным оружием давно. Они отлично понимают, что есть красные линии, за которые заступать не стоит. В случае применения ядерного оружия Индии придется не просто забыть о своих претензиях на роль великой державы, а вообще о том, чтобы даже быть значимой державой, а Пакистана вообще не будет. Будет гуманитарный кризис размером в 2,5 млрд человек. Эскалация никому не нужна. Никто не мечтает, чтобы на него упала ядерная бомба. Там нет неподконтрольных сил. Ядерные вооруженные силы полностью под контролем пакистанских военных, а пакистанская армия — это вообще одна из самых договороспособных сил. Это люди, которые хорошо представляют цели, задачи и не совершают глупостей, как правило. 

Как будет развиваться конфликт

Есть вероятность того, что все сойдет на нет в ближайшие дни. Следующие два дня будут критическими. Возможен новый виток обострения. Он не приведет к ядерной войне, но на неделю-две замедлит разрешение кризиса. 

Пакистан очень заинтересован в том, чтобы закрыть конфликт на этой стадии. Он находится в выигрышном положении, потому что продемонстрировал силу, показал, что может ответить на индийские акции. 

Индийцам, если они настроены на мирное разрешение, надо будет постараться убедить общество в том, что они победили. Это возможно, если премьер Пакистана пойдет на уступки и продемонстрирует желание действительно бороться с терроризмом, если пойдет волна арестов, пообещают закрыть лагеря подготовки, снимут погоны с людей, которые за все это отвечают. Кроме того, такой уступкой может быть приглашение вместе инспектировать территории, проводить учения — какой-то миролюбивый шаг, который в принципе ни к чему не обязывает, но даст премьер-министру Индии Моди возможность сказать "мы заканчиваем в плюсе". Чем больше плюсов будет, тем легче Моди будет идти на выборы (в мае). Тогда у Индии будет возможность закончить невыгодный конфликт, сохранив лицо, продемонстрировав, что она тоже осталась при своем. Лагеря разбомбили, летчика обратно получили. То есть можно еще выйти с поднятой головой из конфликта. 

Жесткая позиция может, напротив, привести к негативным последствиям. В глобальной войне Индия, конечно, победит, а в малой войне у стран возможности равны примерно. Кроме того, пока для продолжения эскалации лучше готов Пакистан. 

Проблема Исламабада

Трудность в том, что не все решает премьер-министр. Пакистанское руководство — это закрытый клуб. Чтобы в этом разбираться и понимать интересы действующих лиц, надо заниматься только этой темой. 

Вопрос в том, насколько премьеру Имрану Хану и ряду военных удастся убедить, к примеру, руководство пакистанской межведомственной разведки, что дальнейшая эскалация невыгодна. У людей могут быть другие взгляды. Это проверка не только для премьера, но и для командующего Сухопутными войсками Пакистана генерала Камала Баджвы — насколько он контролирует своих и насколько сам понимает, что пора заканчивать. 

Кто разжигает конфликт

Сообщения о том, что в этом обострении есть чей-то след, — полная ерунда. То, что произошло, не нужно вообще никому. Ни нам не нужно, ни Штатам. Штаты заинтересованы в укреплении отношений с Индией, Индия рассматривается как бастион против Китая. Америка не заинтересована и в разрыве с Пакистаном. Пакистан — единственный маршрут, через который США могут снабжать свои войска. Я уж не говорю про то, что это давний друг, партнер, соратник с 60-х годов. Разрыв приведет к тому, что войска в Афганистане придется снабжать через север, Казахстан, Каспийское море, Черное море, Грузию, Азербайджан. Это чудовищно удлиняет маршрут и делает невозможной переброску секретной техники, утеря которой чувствительна для американцев. 

Например, они считают, что маршрут через Среднюю Азию скомпрометирован. Если там что-то провозить, наша разведка получит доступ к этой технике на раз-два. Пакистан — единственный вариант. Если США, допустим, примут резко сторону Индии в этом конфликте, то лишатся маршрута. Имран Хан уже угрожал, что в случае недружественных действий закроет маршрут через Пакистан. Тогда любой патрон и паек американской группировки в Афганистане станет золотым, и вообще непонятно, как еще это все доставлять. 

Позиция России

Мы всех призываем к сдержанности — это все, что мы можем сделать, да и другие страны тоже. Этот конфликт абсолютно двусторонний, Пакистан и Индия не нуждаются ни в наших, ни в американских, ни в китайских советах. 

Если конфликт будет нарастать, наши интересы могут быть задеты в пакистанских контрактах. Нам придется сильно подумать во поставках продукции двойного назначения — вертолетов, например. Мы продаем эту технику с расчетом на то, что она будет использована для гражданских целей или в борьбе с террористами на севере страны. Но скорее всего Индия будет настаивать на том, чтобы мы сократили сотрудничество.  

Надо сказать, у нас нет контрактов, которые могли бы быть прям немедленно разорваны и мы платили бы за них неустойку. Финансовых потерь капитальных мы не понесем, к тому же они в случае разрыва будут компенсированы укреплением связей с Индией.