По последним данным, коронавирусом в Китае заболели более 4,5 тысяч человек, 106 умерли. Случаи заражения зафиксированы еще в 11 странах, среди которых "лидеры" — США и Таиланд. И это еще не предел — как уверяют китайские власти, пик распространения нового вируса наступит через 7-10 дней. В России подтвержденных случаев заражения пока нет. Усилен контроль на границе и в аэропортах, активно разрабатывается вакцина. Неизученная эпидемия вызвала панику по всему миру, успела немного обвалить рынки и рубль. Обычные лекарства от гриппа уже превратились в аптеках в средства от коронавируса. Михаил Мельников — об этих и других последствиях эпидемии, многие из которых сильно преувеличены.
Главным хитом социальных сетей стала удачная имитация скана "полезных фраз" из русско-китайского разговорника. "Я чувствую себя хорошо", "Я не кашлял", "У меня нет температуры", "Вы не врач, вы вредитель" и апофеоз остроумия "Я плюнул вам в рис, теперь вы умрете". Но пора ли на самом деле учить фразу "Вы сами меня и заразили"?
Количество умерших от нового коронавируса людей превысило 100. Для четырех недель с момента выделения этого штамма это много (ниже приводится статистика других эпидемий), и уже сейчас ясно, что число жертв пойдет на тысячи. Число случаев заболевания перевалило за 4500 (чуть более суток назад было 2900), при этом прогноз неясен (хотя факт диагностики уже существенно повышает шансы на выживание, часто диагноз ставится посмертно); к тому же инкубационный период заболевания может тянуться до двух недель.
2019-nCoV — родственник атипичной пневмонии, но менее летален, чем она и тем более чем ближневосточный респираторный синдром, без особой рекламы отработавший в 2012 году. Опасность такого типа вирусов в том, что они перешли к человеку от животных, а не являются для него "родными", предусмотренными в системе генетической защиты. ВИЧ, напомню, также когда-то был ВИО — вирусом иммунодефицита обезьян. Сам по себе вирус не особо опасен, но он провоцирует развитие пневмонии, с которой ослабленный организм не справляется (немного напоминает механизм СПИДа). По прогнозам пик эпидемии придется на февраль 2020 года, далее она пойдет на убыль.
Масштабы трагедии
Некоторые СМИ уже называют распространение коронавируса пандемией, но это, конечно, чушь несусветная. Пока, строго говоря, даже об эпидемии говорить нельзя — только об эндемии в Китае (ситуация изменится, возможно, в ближайшие дни). И не факт, что пандемия вообще состоится (хотя шансов избежать распространения мало): китайские власти работают слаженно и оперативно, другие страны находятся в боевой и врачебной готовности, ученые трудятся над поиском вакцины.
Нельзя недооценивать мощь современной фармакологии. Она коррумпирована более чем полностью, откровенно издевается над потребителями, но, когда реально припекает, когда правительства требуют результата, эти специалисты все-таки его дают. Свиной грипп, птичий грипп, атипичная пневмония (SARS) — каждый раз и эффективные лекарства, и, главное, вакцины появлялись весьма быстро.
Свиной грипп (вспышка 2009 года, которой было посвящено множество мемов с Винни-Пухом и Пятачком) — 1906 смертей.
Птичий грипп (высочайшая летальность) — менее 300 смертей.
SARS – 813 смертей.
Отдельно следует выделить болезнь, вызванную вирусом Эбола (ранее ее называли геморрагической лихорадкой Эбола). Средний коэффициент летальности — 72%, число жертв – 16-17 тысяч. Эффективного лечения не существует, первая вакцина одобрена Евросоюзом в ноябре 2019 года, через 5 лет после основной вспышки болезни. Россия разработала собственную вакцину, которая будет применена как минимум для врачей, если им придется взаимодействовать с больными Эболой. До повальной вакцинации, надеюсь, дело не дойдет.
Давайте сравним эти цифры с настоящими пандемиями.
Болезни-рекордсмены
По общему количеству умерших от одной и той же болезни в одно и то же время в современной истории на чистом первом месте находится "испанский грипп" 1918-19 годов. Появившись в ослабленной войной Европе, вирус распространился по всему миру. Считается, что переболело почти 30% населения планеты, причем каждый десятый скончался. Более 50 миллионов жертв — примерно столько же, сколько погибло мирных жителей за Первую и Вторую мировые войны вместе взятые.
Пандемии чумы ощутимо проредили Европу (VI-VII вв.) и Китай (1347–1351 гг.). Первая из них, так называемая Юстинианова чума, по максимальной оценке привела к гибели трети тогдашнего населения Земли — это абсолютный рекорд, сравнивать с которым атипичную пневмонию даже как-то неловко.
В наше время безусловным королем вирусных заболеваний является СПИД — все гриппы вместе взятые дают лишь 650 тысяч жертв в год, тогда как СПИД долгое время забирал по два миллиона в год. Сейчас благодаря распространению антиретровирусной терапии количество снизилось примерно до миллиона. Общее число жертв вируса с начала эпидемии можно оценить как минимум в 37 миллионов человек. При этом люди умирают главным образом от сопутствующих заболеваний из-за разрушения иммунной системы.
Особенно сильно распространение СПИДа повлияло на обострение проблемы туберкулеза: от него умирает до полутора миллионов человек в год, причем примерно 400 тысяч из них — ВИЧ-инфицированные. Ослабленная иммунная система часто не может сопротивляться агрессивной бактериальной атаке.
И да, все инфекционные болезни меркнут на фоне рака, заболевания до сих пор не вполне ясного генеза. От него ежегодно умирают 8-10 миллионов человек.
Капитализм катастроф
Нет такого бедствия, которое кто-нибудь не обратил бы к материальной или моральной (скорее аморальной) выгоде. Перед летней Олимпиадой 2008 года в Пекине тему угасшего к тому моменту птичьего гриппа активно раздували западные СМИ — исподволь, а кто и явно добиваясь отмены политически невыгодных соревнований.
Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов говорил в 2009 году, что заболеть свиным гриппом могут 7 миллионов москвичей, а отправили в отставку его только через 3 года. Но продажи противовирусных препаратов выросли тогда в разы.
Государства запрещали импорт свиней друг у друга под предлогом гриппа, а на деле чтобы помочь своему производителю. Наши санитары легко при политической необходимости находят заразу в молоке, боржоми, шпротах, но это далеко не российское ноу-хау.
Связанные с животными болезни активно используются и при недобросовестной конкуренции. Ничто не мешает региональным бонзам, связанным с сельским хозяйством, уничтожить стада конкурентов, якобы найдя там возбудитель болезни — и такое, к сожалению, случалось.
В 2009 году, в разгар экономического кризиса, на Украине при трех подтвержденных случаях заболевания штаммом А/H1N1 власти объявили об эпидемии и выделили 5,5 миллиарда гривен на борьбу. За доллар тогда давали 7 гривен…
В бедных регионах России во время предыдущих эпидемий зафиксированы случаи сбора по подъездам денег на антивирусные препараты. "Миловидная девушка в халате и тапочках сообщает, что недавно живет в доме, загрипповал и затемпературил ее маленький ребенок. Недавно уехавший врач выписал рецепт на лекарства, но денег дома нет, одолжите до вечера" (в разных вариациях в половине регионов такое было).
Цены на противовирусные препараты в аптеках взлетают очень быстро — ФАС не успевает или не хочет останавливать этот процесс. При этом вина лежит не на аптеках, ограничения торговой наценки в них очень жесткие, а вот производители и особенно посредники не стесняются. В том же 2009 году вмешиваться в ситуацию пришлось лично президенту Медведеву. Кому война, кому мать родна…
Сейчас сильно, примерно в 2 раза, выросли цены на продукты в городе Ухань — "месторождении" эпидемии. Доставлять еду в находящийся на карантине город никто не запрещает, но поставщики сами не рвутся.
Существует даже термин "капитализм катастроф" — раздувание той или иной опасности ради выгодной реализации спасения от нее. Пример — легендарный Tamiflu, о продвижении которого канадская писательница Наоми Кляйн справедливо писала: "Компании наживаются на апокалиптических картинах будущих свирепых эпидемий, заставляя правительства покупать по высокой цене жизненно важные препараты, патенты на которые держит частный сектор". Характерно, что книга вышла в разгар истерии по "свиному гриппу", в справедливости выделения которого в отдельную болезнь вообще позволено усомниться.
Умрем, но не сейчас
Эпидемии были и будут всегда. Сейчас человечество переживает счастливый период, когда все его основные враги — "тихоходы". ВИЧ, переходящий в СПИД, — болезнь медленная, рак развивается с разной скоростью, но в целом дает жертве год-другой, даже туберкулез — не мгновенный убийца.
Возможно ли в нашем мире появление вирусов или бактерий, распространенных так же, как эти болезни, но убивающих со скоростью пневмонии? Да, и это только вопрос времени. Очевидно лишь, что не в этот раз. Летальность нынешнего штамма достаточно высокая, но не идет ни в какое сравнение с "птичьим гриппом" или Эболой. Вирусу "повезло" зародиться в промышленном китайском городе — в этой стране ради общей безопасности не церемонятся с правами человека и демократическими условностями. Понятно, что китайцы очень активно ездят по миру и разносят болезнь, но и тут удача: характерная внешность жителей этой страны позволяет надежно идентифицировать их в случае карантина. Понятно, что, когда вирус перестанет быть китайским эндемиком и всерьез вырвется за границы, это не будет иметь особого значения, но определенное время цивилизация уже выиграла.
Отдельно отметим, что в просторной России достаточно легко переждать эпидемию в деревнях и на дачах, где риск воздушно-капельного заражения в десятки раз ниже, чем в скученном городе. А для правительств нынешняя тревога — хорошая тренировка перед по-настоящему серьезной атакой нового вируса-мутанта. Такова плата за цивилизацию, повальную социализацию, за крупные города и многоквартирные дома.
А из всех китайских фраз, собранных в апокрифе разговорника, вам может пригодиться разве что "Уберите руки". Китайцев вокруг все больше, они наглы и бесцеремонны, им плевать на ваше личное пространство, но все-таки начинать их воспитание надо со словесного предупреждения.