Мнение

Россия нелюбящая: "Давай разведемся" как метод для всех

Россия нелюбящая: "Давай разведемся" как метод для всех

В кинотеатрах идет новый фильм режиссера Анны Пармас "Давай разведемся" с Анной Михалковой в главной роли. На первый взгляд, это веселая лента о том, как двое бывших супругов начинают новую жизнь. Чуть раньше зрители увидели другую ленту о супружеской неверности — драму "Верность". Платон Беседин – о том, как комедия в кино оборачивается трагедией в жизни, а также об общеевропейских ценностях, добравшихся и до российского кинематографа.

В качестве эпиграфов к фильму Анны Пармас можно было бы использовать две фразы: "Это было бы смешно, если б не было так грустно", и из Есенина "Лицом к лицу лица не увидать". Поэтическая строчка подходит к ленте идеально, с грустным и смешным — чуть сложнее. Смеяться в кино будут лишь любители стэндапа с пьяненькой дискотеки.

В свое время Анна Пармас сняла "Осторожно, модерн" и "Осторожно, модерн – 2" — одни из лучших юмористических шоу за всю историю российского телевидения. С Сергеем Ростом и Дмитрием Нагиевым. Жаль, что из-за амбиций второго и иных факторов шоу исчезло с экранов. В "Давай разведемся" есть привет от него — эпизодическая роль Сергея Роста. Ну, так себе роль. Впрочем, в этом кино большинство актерских работ — "так себе", а сами персонажи слишком шаблонны (чего только стоит брюзжащая мамаша, привозящая "витаминную" консервацию).

Режиссер Пармас сняла еще кое-что примечательное (тут уже со знаком минус лично для меня) — клипы "Ленинграда", в том числе "Экспонат", который так понравился толпе. То есть режиссер определенно, как тот волк с Уолл-стрит до денег, цепка и чутка к трендам, к духу времени. Чувствует его максимально, дает годный для масс продукт.

Вот и "Давай разведемся" с этой точки зрения образцовое кино. Прежде чем вы посмотрите его, вспомните осрамившуюся рекламу спортивного бренда, предлагающего дамам пересесть с иглы мужского одобрения на лицо. Феминизм в его агрессивной и популярной форме (той, что имеет весьма мало общего с подлинной борьбой за реальные права женщин, а предпочитает антураж содержанию) вообще весьма забавен, но ровно до определенного момента, после которого он становится опасен.

Посмотрите хотя бы перезапущенных "Ангелов Чарли", где отважные девушки спасают мир. Вот только мир не слишком верит им, а потому не раскупает билеты в кинотеатры. И тогда виновными, по мнению режиссерши, оказываются мужчины-зрители. Ну а кто еще? Но то феминизм западный — у нас же он еще только складывается, обрастает розоватым мясом. И будьте уверены, когда это чудо сформируется в полной мере, то предстанет настоящим чудовищем, как все импортные традиции, что заимствуются нами и доводятся до карикатуры.

Пармас в "Давай разведемся", безусловно, играет фем-смыслами. Мы видим грамотную, патологически трудолюбивую карьеристку Машу, врача-гинеколога. Она платит за дом, взятый в кредит, и вообще содержит семью. А муж? Он сидит дома и готовит детишкам вкусную еду. В общем мы наблюдаем характерную для современного мира смену ролей – мужское/женское, когда женщина есть добытчик, а мужчина — хранитель очага.

Встречается ли такое повсеместно? Нет. В реальной жизни все тоскливее: муж просто бухает, пока женщина тянет пресловутую лямку, чтобы прокормить всех. Что там, кстати, насчет этого говорят феминистки? Пармас, к счастью, не являет зрителю образ хлюпика и неудачника. Нет, Миша, муж Маши, вызывает симпатию, но ровно до того момента, пока не выясняется, что он изменяет жене. Впрочем, Миша все равно прекрасен – так как искупает грехи своей заботой о стариках.

Тут мы видим еще один перевертыш. И умный зритель мужского пола может задуматься: хм, а не есть ли я вот такая Маша, только в штанах? Когда целыми днями на работе, а она с детьми, а я забываю и о семейном отдыхе, и о том, где находится детский сад. Но то умный зритель, а среднестатистический увидит средней вялости мужика, развлекающегося с молодой блондинкой.

Счастливого финала не ждите. Это не спойлер — все и так ясно с первых кадров. Пармас намеренно оставляет предельно женский финал: гордая и независимая не простила мужа. Кстати, та тема, что Маша сама пытается развлекаться с очередной полицейской разновидностью Максима Аверина, терзаний не вызывает.

Тут, конечно, нужно вспомнить еще один недавний фильм — тоже о женщине, уходящей от мужа, и тоже женщины-режиссера (Нигины Сайфуллаевой). Лента эта называется "Верность", хотя говорит об изменах. Зритель имеет дело не с комедией, а с полупорнографической драмой, в которой сбегающая от мужа дама начинает искать себя с разными любовниками. Нечто среднее между "Дылдой" Балагова и небогатым вариантом "50 оттенков серого". Вроде того, как "Аванпост" играет на территории "Обители зла", но проигрывает, не успев ворваться.

"Верность" как бы отсылка к известному тезису "Мое тело – мое дело". Нам объясняют, что женщинам давно пора исследовать себя в сексуальном плане, раскрепоститься, а в изменах нет ничего плохого — на экране получается не слишком убедительно. Однако, судя по сборам, зрительницам нравится. К слову, на просмотре "Давай разведемся" в зале также собралось немало одиноких "успешных леди". Они довольно чавкали попкорном и, видимо, вспоминали мерзавцев-мужей.

Нигина Сайфуллаева (в центре), актеры "Верности" Александр Паль и Евгения Громова. Фото: ТАСС

Картонность образов в фильме Пармас тут парадоксальным образом лишь усиливает эффект. Но в жизни-то оно все сложнее, разве нет? Нет и да одновременно, потому что эта самая жизнь все больше примитивизируется, и люди в ней усиленно стремятся к одноклеточности, вооруженные пультами и айфонами. Потому фитнесс-блондинке, уводящей мужа, веришь. Веришь и приятелю Миши — бабнику и подкаблучнику, демагогу и позеру. Таких "картонных" в жизни хватает.

Однако нет в ней другого (или почти нет) — гордых одиноких женщин, возлежащих на матрасе посредине бассейна в уверенности, что бывший муж, которого она отвергла, станет содержать ее в беременности. И ради чего она его отвергает? Из-за гордыни, лишая троих детей отца. Можно хохотнуть, конечно, когда Маша, накачавшись коньяком, забывает забрать детей из садика, а позднее пытается уйти без них из полицейского участка, куда ее сын и дочь попадают из-за непутевой мамаши – кто-то так и делает. Однако тут плакать надо. Ведь именно так в жизни и происходит: за все — от походов к фитнесс-блондинке до тотальной занятости работой — расплачиваются дети. Иногда их показывают в кино, но чаще они появляются в криминальной хронике: нашли ребенка-маугли в захламленной квартире, девочку оставили одну, она пробовала есть стиральный порошок, а потом умерла…

Знакомые сюжеты? Да. И вот это трагедия жизни. Так над чем смеяться? Над тем, что семейные ценности слиты в унитаз? Современное кино тому в том числе и способствует. Оно кормит нас историями о "сильных и независимых женщинах", о "слабых наивных мужчинах" и наоборот, выход для которых один: бегать друг к другу, выбирая жизнь сугубо для себя. Верность? Нет, давай разведемся, а дальше начнется красивая жизнь. Это на экране, а в жизни? Мы видели это у Звягинцева, только глубже. И у Ханеке видели — совсем глубоко.

Бегство нарциссов, эгоистов и гедонистов и называется свободой в современном мире. Мол, каждый человек выбирает то, что он хочет. Все дозволено. Все пути открыты. Распоряжайся телом как хочешь. Вот только природу не обманешь, и прежде чем устроить веселый секс, хорошо бы для начала стерилизоваться. Чтобы в итоге комедия не превратилась в фильм ужасов вроде "Детей кукурузы", где отпрыски наказывают взрослых. Собственно, так оно в жизни все чаще случается.