Статьи

Между светом и тенью: как повышение размера оплаты труда скажется на малом бизнесе

Между светом и тенью: как повышение размера оплаты труда скажется на малом бизнесе

Российское правительство одобрило законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума с 1 января 2019 года. Об этом заявил глава федерального Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин. Ирина Фиша рассуждает, зачем необходима такая мера и как это скажется на малом бизнесе.

Со следующего года МРОТ предлагается повысить до 9 тысяч 489 рублей. Это 85% от фактического прожиточного минимума за II квартал 2017-го, с 1 января 2019 года предусматривается довести минимальную зарплату до прожиточного минимума. Законопроект затрагивает более чем четыре с половиной миллиона человек, примерно треть из них работают в бюджетной сфере. Ждем решения Государственной Думы.

Наконец-то свершилось, и власти решили исправить то самое абсурдное недоразумение, о котором так много говорили в последнее время, – было решено довести минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума.

Согласно Конституции наше государство является социальным, а тут такое – зарплата отстает от прожиточного минимума на 2 тысячи рублей. Еще в феврале заместитель Председателя правительства по различным социальным вопросам Ольга Юрьевна Голодец сообщила, что в нашей стране 4,9 миллиона человек каким-то образом живут на минимальную зарплату.

В ответ на такие цифры Министерство труда привело свои. По данным министерства, сейчас минимальную зарплату у нас получают 900 000 человек. Откуда такое расхождение цифр у Минтруда и заместителя премьера, не очень понятно. Видимо, считают по-разному. Если вдуматься в даже в эти цифры, это даст ощутимую нагрузку на бюджет: увеличение зарплат этим 900 тысячам работников требует 2 млрд рублей в месяц. Согласно тому же Минтруду, кажущееся для каждого отдельно взятого человека незначительным изменение приведет к переделу бюджетных потоков.

А именно: пострадать могут в первую очередь малые бизнесы, находящиеся на грани выживания. Расходы таких работодателей на увеличение МРОТ прогнозируются на уровне 43,9 млрд рублей в 2018 году.

Оставим в стороне вопрос о том, что работодатели в больших городах таким способом уходят от налогов с заработной платы – вроде как человек числится на работе, на бумаге получает хоть и минимальную, но зарплату, а в то же самое время расходы на его содержание резко снижаются за счет сборов во внебюджетные фонды. Да только как их посчитать-то, этих граждан, получающих зарплату в конвертах? Особенно этим грешат малые предприятия. А кроме того, есть так называемые "гаражные специалисты" - те, кто занимается своим маленьким бизнесом, не регистрируя предприятие в налоговой. Им же тоже надо как-то "стаж зарабатывать" для грядущей пенсии, вот и отдают свою трудовую книжку кому-нибудь из знакомых работодателей. 

А вот в маленьких городках и в селах бывает, что действительно платят такую мизерную зарплату. И люди как-то на нее живут. Видимо, считается, что подсобное хозяйство прокормит, а стаж для пенсии при этом вроде как идет. И денежка маленькая капает. Баллов, правда, маловато накопится к пенсии, ну так работать же надо! И зарабатывать.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин

Минимальный размер оплаты труда – это в первую очередь гарантия того, что никакой работодатель не имеет право платить ниже установленной суммы. И работник должен знать, что в ином случае его наниматель понесет административную ответственность – до 50 000 рублей штрафа и закрытия предприятия на 3 месяца.

В любом случае нынешний МРОТ в 7 800 рублей – это мизер. При прожиточном минимуме в 9 909 рублей. Кстати, речь о пенсии тут не идет. У пенсии свой минимум, и каждый регион доплачивает пенсионерам до установленного у себя прожиточного минимума. А вот зарплаты никто до потребительской корзины не доплачивает.

Поэтому и говорят так много о том, что надо что-то делать. Например, повысить МРОТ до прожиточного минимума. Казалось бы, чего проще. СМИ устали писать об одном и том же, эксперты разного уровня твердили, что пора, пора что-то делать, так жить нельзя, население возмущалось на улицах и кухнях. А правительство все никак. Не иначе, специально тянули.

Почему процесс повышения "минималки" идет так тяжело? Решали долго, спорили много, и договорились, наконец. Причем поднимать его будут не сразу, а постепенно, в течение двух лет. Казалось бы, всего 2 тысячи рублей разницы. И коснется, вроде бы, эта мера не только государства, а в большей степени предпринимателей.

Дело в 33 миллиардах рублей, необходимых для реализации этой меры. Так посчитали некоторые депутаты Государственной Думы. Откуда, правда, взялась эта цифра, не совсем понятно. 

Штука в том, что минимальный размер оплаты труда – это не только зарплата. Но и налоги, сборы, районные коэффициенты для жителей Крайнего Севера, пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам, другие социальные выплаты. Раньше МРОТ использовался для расчета административных, налоговых и даже уголовных мер. Подобная его функция была придумана в незапамятные времена гиперинфляции 90-х, когда цены росли каждый день, и нужно было привязать различные выплаты к чему-то одному, чтобы проще было считать. Сейчас зависимость штрафов от МРОТ упразднена полностью и заменена на фиксированные суммы.

А с другой стороны, в последние годы покупательская способность населения неуклонно падает. Вроде бы и промышленность поднимается, и сельское хозяйство бьет рекорды, и даже зарплаты, сообщает Росстат, не снижаются, а очень даже растут и в реальном и в фактическом выражении. Повышение МРОТ позволит немного оживить этот процесс.

Повышение размера оплаты труда неуклонно приведет к увеличению результатов налоговых сборов. Предполагается, что региональные бюджеты пополнятся на 30 млрд рублей, что может стать хорошим трансфером государства в пользу малообеспеченных.

Всемирный банк порогом нищеты считает 1,9 доллара в день. 57 долларов в месяц. Или около 3 с половиной тысяч рублей. Это в основном для неработающих граждан, живущих на пособиях.

У нас же люди вынуждены работать полный месяц за зарплату всего в два раза превышающую уровень абсолютной нищеты, рассчитанный для самых бедных стран. Причем у работодателей есть возможность не повышать зарплату, своих работников переведя на бумаге на неполный рабочий день. 

Вице-премьер Ольга Голодец, именно она предложила повысить МРОТ

Именно поэтому государство и должно вмешаться в эту ситуацию. Повышение МРОТ – одна из мер, хотя и не популярная у предпринимателей. Например, у индивидуальных. Четыре года назад государство решило, что все индивидуальные предприниматели России зарабатывают не меньше 2 МРОТ в месяц, и назначило им фиксированные выплаты в пенсионный и медицинский фонды с этой суммы. А если не зарабатывают столько, то это уже их проблема. Работать надо лучше. Повышение налоговых сборов и любое другое масштабное вмешательство может привести к закрытию многих малых бизнесов, поэтому необходимо придумать какой-то иной способ взимания сборов в внебюджетные фонды с ИП, чтобы не повышать на них налоговую нагрузку. Отменили же привязку штрафов к МРОТ!

Основные аргументы против повышения размера оплаты труда - выталкивание людей из формального сектора в неформальный, а также повышение безработицы. С безработицей у нас все в порядке - она буквально копеечная - 5,6%. Тем не менее, с 2000 года каждое повышение МРОТ вызывало "бум неформальных работников". Безработица при этом не падала, поэтому зарубежный опыт, где два эти показателя обычно идут рука об руку, для нас нерелевантен.

Два главных ориентира для правительства - повышение покупательской способности населения и рост теневого бизнеса. Если удастся сохранить рост первого и не допустить увеличение второго хотя бы до следующей верстки бюджета, это станет существенным заделом для дальнейших политических решений по выведению конкурентоспособного на внутреннем рынке и легального малого бизнеса. А там и до налоговых послаблений настоящей социальной политики недалеко.