Оксана Дмитриева, кандидат в губернаторы Петербурга, стала в последние дни звездой социальных сетей и СМИ. Почти всерьез обсуждается, что, если ей удастся выдвинуться, то победа ей гарантирована, а если до выборов ее не допустят – народ будет брать штурмом если не Зимний, то Смольный. Как в 17-м году. Потому что, мол, народ – он за нее.
Откуда такая странная идея? Ну, во-первых, от того факта, что Оксана была депутатом Госдумы, а, во-вторых, – в 14 лет назад «Блок Оксаны Дмитриевой» продемонстрировал неплохой результат на муниципальных выборах. Это залог народной любви? Вряд ли.
В депутаты Госдумы не избирался только самый ленивый политик, а 120 мест в муниципальных собраниях (из полутора тысяч) «Блок Оксаны Дмитриевой» получил отнюдь не задаром. Если вспомнить ситуацию начала двухтысячных, то можно найти много интересного, благо подшивки газет теперь общедоступны.
Политический блок Оксаны, в отличие от большинства конкурентов, продемонстрировал тогда нехарактерный для муниципального уровня размер вложений в избирательную компанию – специально созданные цветные издания, реклама на радиостанциях, большие вложения в продвижение кандидатов… В то время такие расходы в муниципальных кампаниях были просто не приняты, эти выборы не считались достаточно значимыми. В общем, с учетом несопоставимого уровня затрат, это было скорее не «целых 120 мест, а «всего 120 мест».
Разумеется, сразу встает вопрос - за чей счет был этот банкет? Кто оплатил весьма затратную избирательную компанию «Блока Оксаны Дмитриевой»? Подняв подшивки «Ленинградской правды» (от 27.03.2002), мы с удивлением узнаем, что Оксану настойчиво продвигал сам тогдашний губернатор Владимир Яковлев. Это не случайно – Оксана тогда плотно дружила с женой губернатора Ириной. Хотя дело, конечно, было не в этом. В политических играх дружба на десятом месте, на первом всегда деньги и общие интересы.
Дело в том, что «Блок Оксаны Дмитриевой» был проектом городской администрации, которая таким образом внедряла своих сторонников на муниципальном уровне. «Проспав» предыдущие муниципальные выборы, администрация Яковлева вдруг обнаружила, что муниципальные депутаты неподконтрольны городской власти, и это препятствует нормальной работе сложившихся управленческих механизмов города. Чтобы вернуть управление в руки городской администрации и понадобился «свой» блок на выборах, который продвигался со всей мощью административного ресурса. Так что ни о какой «оппозиционности» или, тем более, «народной любви» речи не шло.
Что интересно – на выборах в Госдуму ситуация была практически аналогичная. Сейчас об этом вспоминать как-то не принято, но и в этот государственный орган Оксана Дмитриева въехала на «административном ресурсе». Все подконтрольные губернатору СМИ, бросив все прочие темы, занимались только восхвалением Дмитриевой, да и сам губернатор не ленился сказать о своей протеже несколько хороших слов: «Как они хорошо работают! Мало кто из мужчин так скрупулезно и дотошно относится к своему делу!». Выдвинутая Смольным кандидатка не показала убедительной победы, набрав всего 40% голосов, однако благодаря протекции заняла одно из самых «хлебных» мест - зампредседателя Комитета по бюджету и налогам. На этом посту Оксана сполна отработала вложения, обеспечив Яковлеву мощный лоббистский ресурс при распределении федеральных финансовых потоков. Это помогло тогда губернатору выиграть выборы 2000-го года и продержаться еще один срок. А когда он сменил губернаторский пост на должность зампредседателя правительства России, то снова продвинул Дмитриеву в Госдуму на выборах 2003 года. Такой тандем оказался чрезвычайно взаимовыгодным и принес немало преференций обоим сторонам.
В 2007 году Дмитриева вдруг оказалось в партии «Справедливая Россия» - организации, имеющей устойчивую репутацию «кремлевского проекта», созданного, чтобы оттянуть голоса у оппозиции. Сам «серый кардинал Кремля» Владислав Сурков называл ее «второй ногой власти». Представителям этой партии, формально считавшейся «оппозиционной», была на самом деле открыта дорога во все органы власти.
И вот теперь на этих выборах ситуация повторяется почти зеркально – теперь уже сама Дмитриева претендует на губернаторский пост, рассказывая направо и налево о своей широчайшей «народной поддержке» и обещая чуть ли не майдан на Дворцовой площади, если ее не допустят к выборам. Так ли это? Очень сомнительно. Народная любовь не бывает за деньги, а известный политинсайдер Олег Кашин уже спрашивал в своем твиттере: «А правда, что Дмитриева просила три миллиона долларов за неучастие в выборах?». Хороший вброс, очень характерный для типичных лоббистских игр, которыми так сильна Дмитриева.