Статьи

Гражданин ИТ-мира: как страны решили "прописать" цифровые корпорации

Гражданин ИТ-мира: как страны решили "прописать" цифровые корпорации

Эксперты считают, что ведущие цифровые экономики мира взяли курс на приземление иностранных ИТ-компаний в собственных юрисдикциях. Мотивы у властей разных государств сходятся – защита интересов локальных разработчиков и цифровых прав граждан, а также совершенствование систем налогообложения. Какие страны уже убедили цифровых гигантов легализоваться, и когда соответствующий закон будет принят в России?

27 мая на площадке информационного агентства "Интерфакс" состоялась презентация исследования мирового опыта регулирования глобальных цифровых платформ, подготовленного Центром компетенций по глобальной ИТ-кооперации и НЭО Центр Консалтинг в сотрудничестве с группой экспертов международной консалтинговой компании Frost & Sullivan. В отчете была проанализирована практика 11 стран и 13 международных организаций.

Как отметил директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко, проблемы недобросовестной конкуренции со стороны глобальных ИТ-платформ, несовершенства системы налогообложения и недостаточно эффективное противодействия деструктивному контенту, волнуют каждую страну в мире. Это делает разработку мер регулирования в сфере ИТ одной из ключевых тенденций законотворчества.

При этом, согласно данным исследования, налоговые ставки на прибыль цифровых платформ значительно отличаются. Так, наименьшие ставки существуют в России и Франции (3%), а наибольшие – в Китае (11,9%).

Глущенко подчеркнул, что все большее число государств заявляет о необходимости открытия в своих юрисдикциях официальных представительств глобальных цифровых платформ. В свою очередь, транснациональные цифровые корпорации пытаются оспаривать эту позицию, преследуя собственные интересы генерации прибыли без дополнительных юридических обязательств.

Так, в Германии, транснациональные цифровые корпорации предпочитают обходиться филиалами, которые обычно используются для маркетинговых целей и поиска партнеров. Таким образом, ИТ-компаниям удается существенно занижать налогооблагаемую базу от своей реальной деятельности на территории ФРГ. Как отметил эксперт, эта проблема характерна для большинства стран Евросоюза, где в настоящее готовится масштабная реформа регулирования рынка цифровых услуг. Пока что добиваться от технологических гигантов соблюдения местного законодательства может только Ирландия, где расположены их штаб-квартиры.

В то же время, в октябре 2020 года Турция обязала те социальные сети, которые ежедневно посещает более 1 млн турецких граждан, открыть местный филиал и назначить представителя, обладающего турецким гражданством. Также закон обязывает онлайн-платформы в течение 48 часов реагировать на запросы по удалению или блокировке контента. При этом, трафик нарушителей может быть ограничен на 95%. За несвоевременное выполнение этого закона целый ряд компаний, в частности Facebook, Twitter Instagram, уже были наложены крупные штрафы.

Аналогичные требования существуют и в Индии, где иностранная ИТ-компания может открыть как дочернее предприятие, так и совместное с индийской компанией.

Завершая доклад, Глущенко отметил необходимость постоянного диалога на международном уровне для выработки единых регуляторных подходов.

В свою очередь, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн согласился с тем, что подавляющее большинство стран, заботящихся о своем цифровом суверенитете, сегодня вынуждены устанавливать требования к деятельности иностранных ИТ-компаний на своей территории.

"Огромные бюджеты, которые есть у ИТ-гигантов, заставляют государства реагировать, чтобы не стать заложниками в этой игре. Законодательство в разных странах развиваются по-разному, но в Российской Федерации оно остается одним из самых либеральных среди развитых демократических государств", – подчеркнул депутат, отметив необходимость "приземления" иностранных ИТ-компаний в России.

"Попытки наладить с ними [зарубежными ИТ-компаниями] диалог вне рамок правового поля или вне рамок обязательств не получаются. Показательна ситуация с Twitter, который не просто отказывался удалять запрещенный контент, но вообще не реагировал на официально направленные запросы. Более 24 тысяч обращений Роскомнадзора к Twitter – ни одного ответа. Соответственно началось замедление трафика соцсети на территории РФ. Была волна негодования и попытка обвинить Россию в ограничении свободы слова, но прошло 2 месяца, и практически 100% незаконного контента Twitter удалил. Если не получается разговаривать по-хорошему, то не нужно реагировать ни на какой скепсис профессиональных плакальщиков – бигтех вынужден соблюдать права государств", – добавил он.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере Интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов, также принявший участие в презентации, сообщил, что запрет на рекламу и меры по замедлению трафика оказываются значительно эффективнее штрафов.

"Один из последних штрафов, которые Франция наложила на Google – более миллиарда евро. Но я так понимаю, что для Google и миллиард евро – не очень значительная сумма. Мировая практика показывает, что для ИТ-платформ гораздо более чувствительными являются меры, мешающие им в зарабатывании денег", – заявил эксперт.

Александр Хинштейн также отметил, что Государственная Дума РФ будет стараться принять законопроект о приземлении иностранных ИТ-компаний в российской юрисдикции до конца срока текущего созыва.