Статьи

Прощай, великий махинатор: чему Мавроди научил вкладчиков

Прощай, великий махинатор: чему Мавроди научил вкладчиков

Основатель пирамиды "МММ" Сергей Мавроди скончался на 63-м году жизни. В 90-е он основал акционерное общество, которое привлекало деньги, обещая вкладчикам прибыль. За злоупотребление доверием граждан и крупное мошенничество Мавроди судили, потерпевшими по делу проходили более 10 тысяч человек, а ущерб от "МММ" оценили более чем в 110 миллионов рублей. После выхода на свободу Мавроди попытался воскресить свой проект, но потерпел неудачу. Александр Разуваев вспоминает символ 90-х и рассуждает о том, какой путь прошла страна от МММ до сегодняшнего дня. 

Вкладчиками "МММ" к лету 1994 г. были около 15 млн человек. Точных данных о количестве пострадавших нет, по делу пострадавшими значились десятки тысяч. 

В начале 2003 г. Мавроди арестовали по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Его приговорили к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. 

Для большинства россиян "МММ" и Мавроди - это символы 90-х и одновременно синоним мошенничества. Сейчас уже далеко не все помнят то лихое время. И поэтому не лишним будет напомнить, что тогда происходило. В начале 90-х гиперинфляция практически одномоментно ликвидировала накопления на советских сберкнижках. Инфляция могла достигать 30% в месяц. Рынка капитала в его традиционном понимании не существовало. На ММВБ торговалась только валюта – прежде всего доллар США и немецкая марка, а также ГКО, которыми также спекулировали - прежде всего коммерческие банки. 

Чтобы быть успешным банкиром в то время, нужно было обладать хорошими связями с чиновниками. Задача была получить счета федерального или региональных бюджетов, а также крупных государственных предприятий. Они были почти бесплатными - 10-20% годовых, при этом вложения в доллар или межбанковские кредиты обеспечивали сотни процентов годовых. Астрономическая банковская маржа обеспечивала сверхприбыли. Наиболее удачливые и близкие к трону банкиры потом конвертировали свое политическое влияние в реальную собственность. С помощью залоговых аукционов "Онэксимбанк" получил "Норильский Никель", банк "Менатеп", ЮКОС и т.д. Начало и середина 90-х - это лихое время, когда лихие ребята делили наследство неожиданно для всех ушедшей в лучший мир советской империи.

Граждане, обычные россияне, в этом почти не участвовали. Они были по факту отрезаны от дележки пирога. Им были предложены акции МММ и ваучеры. Начнем с последних. Большинство россиян в принципе не знало, что с ними делать. И как это ни странно, те, кто продал свои приватизационные чеки в переходе метро, совершили не самую плохую сделку в жизни. Многие россияне отнесли свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды. Активы многих из них оказались просто разворованы. В индексах Московской Биржи вы не увидите их акций, они просто неликвидны. Кроме ЧИФов, ваучеры можно было вложить в так называемые акции новых компаний – семейство компаний "Гермес", "Олби-Дипломат" и т.д. Даже в лучшее время 1993-1994 операции с данными псевдоценными бумагами были построены на обмане. В основе бизнеса был так называемый стол. 

В качестве примера рассмотрим тюменско-московскую биржу "Гермес", которая в те лихие времена располагалась в Москве около метро Фрунзенская. Так называемая биржа состояла из двух помещений. В первом находились столики. За ними сидели миловидные девушки, которые с улыбкой встречали дорогих россиян. Они скупали акции, например, "Гермеса" по 10-15 тыс. тогдашних инфляционных рублей, а продавали - по 30-35 тыс. Не маржа, а сказка. 

Однако рынок был не очень ликвиден, и периодически стол оказывался либо с избытком денег, либо с избытком акций. Для этого существовало второе помещение, в котором проходили реальные торги. На левой панели электронного табло высвечивались котировки на покупку, на правой – на продажу. Покупателя и продавца сводил очень вежливый ведущий. Цена, естественно, там была другой, в нашем случае - 20-25 тыс. В принципе любой человек мог заключить договор с брокерской компанией и работать через биржу, т.е. покупая бумаги за 20-25, а не за 30-35 тыс. Однако мало кто из дорогих россиян доходил до второго помещения, попадая в цепкие лапы миловидных барышень. 

Данные игры закончились в конце 1994 - начале 1995 года. Акции новых компаний упали до нуля, о них все быстро забыли. Брокеры переключились на торговлю акциями приватизированных предприятий. 

Акции "МММ" - это другая отдельная история. В далеком 1994 году компания сама котировала свои бумаги, обеспечивая их астрономический рост. Повторюсь: никакой нормальной фондовой биржи тогда не было. При этом деньги старым вкладчикам выплачивались из средств новых. 

Сергей Мавроди своим указом от 29 июля 1994 года объявил о снижении стоимости акций в 127 раз - до тысячи рублей. А вскоре "МММ" вообще прекратило котировать свои акции. В то время в России существовали и другие аналогичные финансовые пирамиды, но намного меньшего масштаба. Господин Мавроди, конечно, мошенник, но у этого мошенничества был еще один соучастник – тогдашнее российское государство. Рекламу акций "МММ" постоянно крутили по федеральным телевизионным каналам, причем даже после краха компании, потому что реклама была оплачена на несколько недель вперед. Государство не сделало ничего, чтобы пресечь откровенно криминальную деятельность этой структуры. Видимо, тогдашние чиновники и новорожденные олигархи были настолько увлечены разделом собственности, что им было не до "МММ". А может быть, господин Мавроди неплохо делился с кем-то наверху. 

В конце 1994 года господин Мавроди попытался снова запустить игру, перейдя к системе так называемых "добровольных пожертвований". Формально вкладчик не покупал больше акции "МММ", а добровольно жертвовал деньги лично Мавроди. Акции же вручались жертвователю в качестве сувенира. При продаже, соответственно, теперь уже сам Мавроди добровольно жертвовал деньги вкладчику. Но система продержалась недолго. 

С 1995 года в России начались организованные торги акциями приватизированных предприятий, заработал первый аналог нормальной биржевой торговли – Российская Торговая Система. Там торговались реальные промышленные активы – "Лукойл", "Мосэнерго" или "Сургутнефтегаз". Однако россиян к бирже опять не подпустили. Стандартный лот тогда в РТС составлял несколько сотен тысяч долларов – сумма для рядового гражданина неподъемная. Только иностранцы, бандиты, олигархи, коррумпированные чиновники и силовики. Чтобы ни говорили сейчас либералы, 90-е - это кастовый капитализм, а не широкое окно возможностей. Вот такие тогда в России были времена. 

Сейчас любой россиянин может купить акции ведущих российских компаний и банков на Московской Бирже даже на не очень большую сумму, работают крупные частные и государственные розничные брокерские компании. Иногда бывают случаи мошенничества, но это все же исключение из правила. Надзор со стороны силовых структур и ЦБР жесткий. 

Россия прошла сложный путь от акций "МММ" до народных IPO "Cбербанка" и "Роснефти". Но надо хорошо помнить, что любой, кто инвестирует на фондовом рынке, берет на себя существенные риски. И никогда не нужно вкладывать в акции последние деньги. Для этого есть депозиты в государственных банках или народные ОФЗ. Открывая счет в крупной брокерской компании, вы не так сильно рискуете. Однако прибыль компании может снизиться, а значит, и дивиденды. Котировки акций могут упасть по независящим от компании причинам. Например, из-за роста ставки ФРС США или новых санкций против России. Сейчас все опасаются, что лопнет пузырь на американском рынке акций. В этом случае распродажа затронет не только США, но и в том числе Россию. 

Во время кризиса 2008 года был уникальный случай. Одна российская энергетическая компания стоила меньше, чем наличность на ее счетах. Принципиальное отличие акций, которые торгуются на Московской Бирже, от акций "МММ" заключается в том, что за компаниями стоят серьезные основные фонды, денежные потоки, иногда выручка в десятки миллиардов долларов в год. Негативная конъюнктура может временно обесценить ваши вложения, но рано или поздно рынок будет адекватно оценивать бизнес предприятий. И на этом можно неплохо заработать. 

Из-за санкций и ожиданий подъема ставки ФРС акции российских компаний недооценены сейчас в 1,5–2 раза. Игра однозначно стоит свеч. Но надо прекрасно понимать, что инвестиции в акции - это не только ваша потенциальная прибыль, но и ваши риски. И ваши потери никто вам компенсировать не будет.