Статьи

Танцы жабы с гадюкой: как беглые экстремисты поругались из-за заработков на VPN

Танцы жабы с гадюкой: как беглые экстремисты поругались из-за заработков на VPN
Фото: Мария Лихачева / Ruposters

В сети набирает обороты скандал вокруг сервиса-агрегатора VPN, созданного беглыми оппозиционерами якобы для бесплатного доступа российских пользователей к заблокированным сервисам. Журналисты-расследователи выяснили, что сервис мало того что технически небезопасен, так еще и изначально задумывался как бизнес-проект.

Скандальный агрегатор VPN появился по инициативе бывшего председателя Фонда борьбы с коррупцией* (ФБК, признан в России экстремистской организацией и запрещен) Леонида Волкова****** (признан в РФ иноагентом, террористом и экстремистом) и его соратника, директора фонда "Общество защиты интернета" (ОЗИ) Михаила Климарева (признан иноагентом). Расследование общественника Федора Горожанко и издания SOTA (признано в РФ нежелательной организацией и иноагентом) показало, что авторы проекта организовали целую бизнес-схему по обогащению, распространяя ключи на свой сервис через оппозиционных деятелей и СМИ по неадекватно завышенным ценам.

Сам генератор был создан ОЗИ в 2022 году как якобы бесплатная платформа для доступа россиян к заблокированным ресурсам, Климарев отвечал за техническую составляющую сервиса, Волков благодаря своей репутации выбил на проект гранты у американских фондов. Изначально ключи от VPN-серверов распространялись среди "своих", но когда деньги закончились, авторы решили перевести проект на коммерческую основу. 

Как выяснило в результате своего расследования издание SOTA, которым предположительно владеет бизнесмен Леонид Невзлин*** (признан иноагентом, пожизненно осужден в РФ за организацию убийств), Волков и Климарев стали продавать ключи популярным в оппозиционной среде лидерам мнений и сетевым изданиям, а те должны были распространять товар среди своей аудитории.

Это стало возможно благодаря концепции, на которой основывался агрегатор, ее несколько дней назад раскрыл Горожанко: сервис позволял генерировать "индивидуальные VPN-бренды", и пользователи не догадывались, что у разных оппозиционных политиков и блогеров под разными названиями продается одна и та же услуга. Горожанко опубликовал коммерческое предложение, распространяемое Климаревым, по условиям которого блогер или издание должны были платить ему и Волкову фиксированную сумму за ключ в размере €2 евро, при этом им советовали ставить наценку не менее 150%.

"Если обычный VPN на месяц за устройство стоит около 40 евроцентов, то VPN от Волкова-Климарева – в 10-20 раз больше (цена зависит от жадности "партнера")", - уточняет SOTA.

Горожанко в своем расследовании подтвердил, что все ключи, распространяемые оппозиционерами, относятся к одному массиву VPN-серверов. Он купил ключи у 20 участников сетки и заметил, что все VPN подключаются через нестандартный для такого рода сервисов порт 566. Более того, все VPN-сервера сетки размещены у одного провайдера — WorkTitans B.V. Как утверждает автор расследования, это "юридическая маска для скандального хостера Stark Industries Solutions". 20 мая 2025 года Евросоюз ввел против этой компании санкции за поддержку российских кибератак и дезинформационных кампаний. Чтобы обойти блокировки, компания перевела инфраструктуру на WorkTitans B.V., которая фиктивно зарегистрирована как кадровое агентство, а по факту продолжает обслуживать "серые" проекты и киберпреступников.

Горожанко также выяснил еще рад подробностей о "ВПН-генераторе". По его словам, сервис изначально задумывался как платный, что было указано в презентации Климарева 2022 года, а первым "фандрайзинковым агентом" должен был стать экстремистский фонд Волкова. В той же презентации было указано, что себестоимость VPN-ключа при аудитории около 300 тысяч человек, на которую рассчитывали организаторы проекта, составляет 0,12 евро.

Слайд из презентации Климарева 2022 года / Фото из соцсетей

Еще один важный аспект, о котором соврали Волков и Климарев, — безопасность продаваемого ими VPN-сервиса. Контрольная закупка журналистов-расследователей показала, что сервис вообще не шифрует трафик, делая его уязвимым для перехвата хакерами и спецслужбами. Кроме того, все серверы франшизы, кроме одного, размещены в одной небольшой подсети размером 255 адресов. Оплата за услугу идет через один шлюз в Казахстане, который могут легко определить спецслужбы. 

Основная опасность проекта для пользователей из России состоит не столько в том, что их данные и информация о посещении запрещенных ресурсов могут быть перехвачены, сколько в том, что авторы франшизы фактически подставляли их под уголовные статьи о финансировании террористов и экстремистов.

Такими статусами обладают многие из тех, кто распространял ключи от VPN Generator. Более того, становится очевидно, что задействованным в схеме "оппозиционным" деятелям было материально выгодно критиковать российский мессенджер MAX, противопоставляя ему "собственные безопасные" VPN-сервисы.

Скандал в "благородном" семействе

Публикация детальных сведений о негласном бизнесе вызвала негодование Волкова, у которого только недавно произошел скандал с Украиной, и он попытался перевести все внимание на Климарева. Волков подчеркнул, что именно партнер должен был продумать техническую сторону проекта, а сам он к этому не имел отношения. При этом полностью свалить вину на Климарева у Волкова не получилось, поскольку именно он изначально был лицом проекта и выбивал под него деньги.

Климарев, реагируя на скандал, пригрозил Горожанко и SOTA судом в Литве. Таким образом он может попытаться вывести Волкова из-под удара и убедить общественность, что травлю их продукта организовал Невзлин***. Параллельно Волков заявляет, что не получал денег от проекта, хотя обратное ранее утверждала его жена.

Оппозиционные деятели и медиа, предположительно задействованные в сетке франшизы, стараются в основном отмалчиваться по поводу скандала. По данным SOTA, использовали сервис и распространяли ключи журналисты Александр Плющев************ (иноагент, разыскивается МВД), Тамара Эйдельман (иноагент, обвиняется в реабилитации нацизма), Марк Фейгин (иноагент, объявлен в розыск за фейки о ВС РФ), Екатерина Шульман**** (иноагент, внесена в список террористов и экстремистов) и другие, а также издания "Медуза"********* (признано нежелательной организацией и иноагентом), "Медиазона"** (иноагент), The Insider (признано нежелательной организацией и иноагентом). Примечательно, что "Медиазона", до скандала продававшая VPN по франшизе, с оглаской компрометирующей информации перешла на другой сервис, никак не афишировав это.

Практически единственным публичным лицом, которое задает вопросы про экстремистский генератор, стал журналист Андрей Пивоваров (признан иноагентом, осужден за руководство нежелательной организацией). Однако такая реакция может быть следствием личной вражды между ним и Волковым.

История примечательна в контексте нападок беглых российских оппозиционеров на отечественный мессенджер MAX, который они обвиняли в проблемах с безопасностью. Получается, что о цифровой безопасности своей аудитории не беспокоятся не только "говорящие головы" оппозиции, продающие VPN без шифрования данных, но даже организаторы этой схемы, заверившие всех в ее надежности.

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
  • ** СМИ-иноагент
  • *** внесены Минюстом РФ в список иноагентов
  • **** внесены в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
  • ***** Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность данной организации в России