Общество

Потанин: Россия перестала быть мировой бензоколонкой

Потанин: Россия перестала быть мировой бензоколонкой
Кадр из видео

Бизнесмен Владимир Потанин, возглавляющий "Интеррос" и "Норникель", в беседе с журналистами телеканала "Россия 24" обратил внимание на то, что динамика российской валюты больше не определяется нефтяными котировками. По его мнению, этот разрыв связи свидетельствует о структурных изменениях и диверсификации отечественной экономики. 

"Раньше рубль, курс рубля, очень сильно коррелировал с ценой на нефть. <...> Сейчас он отвязался от нефти. И это хорошо. Это подтверждает тезис о том, что наша страна уже давно перестала быть мировой бензоколонкой, а становится более высокотехнологичной, не только на энергетические ресурсы ориентированной страной", - сказал Потанин.

Тему ухода от сырьевой зависимости неоднократно поднимал и Владимир Путин, комментируя известный ярлык "страна-бензоколонка", который в 2014 году использовал американский сенатор Джон Маккейн. Президент отмечал важность обретения экономического суверенитета: "Как нам когда-то говорили, тыкали пальцем, что мы бензоколонка, а не экономика, вот когда все это меняется, тогда мы становимся самодостаточными". Эти слова российский лидер произнес еще в 2023 году, указывая на процесс "слезания с нефтегазовой иглы".

Статистика подтверждает эти тренды: по оценке Bloomberg, опирающейся на данные Минфина, в сентябре 2025 года доходы бюджета от продажи нефти упали примерно на 20% относительно прошлого года. Аналитики связывают это с укреплением рубля на 10% и снижением стоимости сырья: средняя цена марки Urals в августе опустилась до $57,55 за баррель, что на 18% меньше показателей 2024 года.

Глава Минфина Антон Силуанов прогнозирует дальнейшее снижение доли нефтегазовых поступлений в казну: если раньше она превышала 50%, то в 2026 году ожидается на уровне 20–22%. Это обусловлено в том числе изменением параметров бюджетного правила, согласно которому цена отсечения нефти будет плавно снижаться с $60 до $55 к 2030 году. На 2026 год планка установлена на отметке $59: при превышении этого порога валюта закупается в ФНБ, а при падении цен — продается.