Отключения монетизации, блокировки и открытые призывы к агрессии: новый политический курс привел к непримиримой борьбе Запада с Россией, в том числе и с помощью ИТ-технологий. В один момент заигрывание с пользователями сменилось враждебностью, продиктованной политической ангажированностью. Ruposters.ru рассказывает, какие козыри есть у России и что мы можем противопоставить Западу и в ИТ-сфере.
Контент, неугодный Западу
Очевидное противостояние началось с марта 2022 года, тогда видеохостинг YouTube отключил монетизацию и приостановил всякое сотрудничество с российскими блогерами, TikTok закрыл возможность публикации новых видео, а признанная экстремисткой на территории РФ Meta** разрешила на своих платформах призывы к агрессии и насилию в адрес российских военных.
Следом пошли блокировки – "отменяли" как популярных блогеров, так и целые СМИ. Первыми под раздачу попали известные пранкеры Вован и Лексус, их канал на YouTube удалили 26 марта, а 4 августа администрация видеохостинга удалила канал блогера Дмитрия Пучкова (Гоблина).
Затем под цензуру попал канал Совета Федерации, его заблокировали, а все видео удалили без возможности восстановления. С апреля 2020 года выявлено 97 актов подобной цензуры в отношении российских Youtube-каналов, из них с июля 2022 года – 15.
Роскомнадзор регулярно направляет в суд протоколы о нарушениях – их на сегодня 24. Суд признал американскую компанию виновной и наложил штрафы на общую сумму 69 млн рублей. Противостояние продолжается.
Ответная реакция
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Санкционное давление заставило Россию активно развивать собственную ИТ-инфраструктуру. Ответом YouTube – стал отечественный видеохостинг Rutube, на котором доступен контент любого жанра, есть возможность проводить стримы и монетизировать свое творчество. Площадка уже достигла ежемесячной аудитории в 25 млн человек.
Ставку на полноценный видеохостинг сделал и ВКонтакте. Для удобства пользователей там сразу два сервиса: "VK Видео" и платформа для коротких видео "VK Клипы". В 2022 году аудитория ВК превысила 100 млн активных пользователей в месяц. Причем ежедневные просмотры видео на платформе VK выросли до 2,41 млрд в день. Видеоконтент настолько популярен, что ежедневного его смотрят 55 млн человек, а библиотека профессионального контента составила около 100 тысяч фильмов, шоу и сериалов.
Этот год стал знаковым для российской платформы коротких вертикальных видео Yappy, в ноябре ее аудитория превысила 8 млн пользователей. В декабре этого года в России запустили новую социальную сеть LOOKY, разработчики позиционируют ее как альтернативу западных сетям.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) оптимистично смотрят в будущее и скорректировали собственные прогнозы относительно динамики экономики Рунета. Негативный сценарий не оправдался: по предварительным данным, в 2022 году интернет-экономика России вырастет на 24% по отношению к 2021 году и достигнет 11,8 трлн руб.
"Отмена" России и в ИТ-индустрии не удалась.
А что говорят эксперты?
Директор РАЭК Сергей Гребенников отмечает, что согласно исследованию РАЭК и НИУ ВШЭ для 54,7% интернет-пользователей социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. При этом социальные сети используются не только для общения и развлечения. Для многих малых и микро-предпринимателей они являются платформой для продаж, а также активно используются брендами для рекламы. Поэтому ограничения, связанные с доступом к популярным и привычным иностранным соцсетям в начале этого года, стали настоящим ударом. Но, что называется, выплыли.
"Вместе с тем, отечественные платформы еще до февральских событий составляли достойную конкуренцию зарубежным игрокам. Социальная сеть ВКонтакте являлась лидером по числу пользователей среди российской аудитории, и в этом году она только укрепила свое лидерство. Существенный прирост аудитории отмечался также в Одноклассниках. Предприниматели также массово переходили на российские платформы - прежде всего, ВКонтакте и Avito. Стремительно растет аудитория Telegram, который все больше воспринимается пользователями именно как социальная сеть, а не как мессенджер. Вслед за аудиторией в российские социальные сети перешли блогеры, бренды начали расширять на российских платформах свои рекламные активности", - отметил Гребенников.
По его мнению, все это говорит о том, что ограничения стали стимулом для развития российских площадок, в том числе - для создания новых сервисов и функций, отвечающих потребностям современного интернет-пользователя, внедрения новых способов монетизации, услуг по продвижению контента, сервисов для предпринимателей.
«Кроме того, зарубежные социальные сети потеряли свои "очки доверия" среди российской аудитории. Они больше не воспринимаются большинством российских пользователей и авторов контента как "безопасные и надёжные", - заявил эксперт.
*компания-владелец Meta* признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
- * экстремистская организация, запрещенная на территории России