Статьи

365 дней одиночества: все оттенки 2018 года в России

365 дней одиночества: все оттенки 2018 года в России

В 2018 году в России произошло множество событий, которые еще долго будут определять развитие страны. Среди них и президентские выборы, и запуск движения по Крымскому мосту, и ЧМ по футболу, и изменения пенсионного законодательства. Платон Беседин отмечает успехи и неудачи и объясняет, почему он считает 2018-й в первую очередь годом одиночества.  

Главный вывод из прошедших 365 дней? Это было время одиночества. Как для страны в целом, так и для каждого человека по отдельности. 

Для западного истеблишмента Россия окончательно превратилась в страну-агрессора. Все зло мира — от отравления шпионов до протестов во Франции — привычно списывали на нашу страну. Информационная война, санкции — утвердившиеся механизмы сдерживания России. И на международных встречах, саммитах представителей нашей страны держали особняком. 

Однако изоляция эта — только на политическом уровне. Обычные люди, назовем их так, по всему миру уже давно не мыслят о России как о стране варваров, ощетинившейся ядерными ракетами и целующейся с медведями. В этом году главная заслуга в борьбе со стереотипами, несомненно, принадлежит прошедшему в России чемпионату мира, официально признанному ФИФА лучшим в истории. Мы в очередной раз подтвердили реноме страны, умеющей реализовывать грандиозные проекты. 

Однако организационная составляющая – пусть и весомый, но все же просто бонус. Важнее то, что сотни тысяч людей со всего мира приехали к нам и увидели здесь искренних, отзывчивых людей. Да и российская футбольная сборная в кое-то веки сыграла достойно: не только порадовала спортивных болельщиков, но и сплотила страну. Нога Акинфеева — это на самом деле больше, нежели блестящая работа вратаря. В этом есть особое величие русского духа. И Александр Овечкин, величайший хоккеист XXI века, русский, наконец-то выиграл Кубок Стэнли.

А вот один из провалов уходящего года — провал, впрочем, складывавшийся годами — случился там, где мы, казалось бы, всегда были первыми. Речь о космической сфере, в которой разброд и шатание, порождающие убийственное отставание от конкурентов-"партнеров", стали катастрофическими. Провисы, пролежни в технологической сфере еще более приблизились к летально-критическим. Мы умеем делать оружие, но так и не разобрались с тем, как сделать нормальный телефон. Да что телефон — говорящую куклу, не пугающую детей больше китайского аналога. 

К слову, о китайцах. Партнерство наше с ними, на первый взгляд, как бы упрочилось. Однако завязано оно прежде всего на эксплуатации Пекином наших ресурсов. Россия ищет новых партнеров в разных направлениях, азиатское — одно из приоритетных. Однако хапает не только Китай, но зарится на российское и Япония с ее давней жаждой Курил. 

Главной же точкой напряжения в 2018-м, как и в последние четыре года, остается Донбасс, где люди — наши люди! — страдают не только от обстрелов, но от нищенской жизни. И, говоря о том, что Россия планирует отменить экзамены для белорусов и украинцев, а также упростить получение гражданства, правильно в первую очередь вспомнить о людях Донбасса, ставшего зоной отчуждения и одиночества. 

Однако и в самой России одиночество разрастается. Это, повторяю, главный, несмотря на все положительные достижения, итог 2018 года. Люди, словно следуя пророчеству Уильяма Годвина (отца Мэри Шелли) "страсть между полами будет исчезать по мере роста прогресса", даже стали опасаться выражать симпатию и влечение друг к другу. Неслучайно год 2018-й, как и 2017-й, был столь щедр на сексуальные скандалы с домогательствами и прочими малоприятными и зачастую путанными историями.

Еще одним негативным фактором стало продолжающееся расслоение общества, выраженное как в растущей разнице доходов, так и в отношении одной части общества к другой. В частности, чиновники, регулярно генерировавшие скандалы и саморазоблачения, похоже, окончательно утратили и здравый смысл, и мораль, и, главное, инстинкт самосохранения.

Меж тем одиночество в 2018 году принимало разные формы, но наиболее явно оно диагностируется в среде молодежи, пытающейся нащупать себя, свою самоидентификацию через враждебность к миру и окружающим. Показательны трагедии уходящего года — стрельба в керченском колледже и самоубийство девочки из Сафоново. Корень зла в той и в другой истории кроется не только в ожесточении людей и среды, но прежде всего в чувстве глубокой растерянности. Этим людям необходимы были ориентиры, ценности, глобальные и личностные якоря, за которые можно было бы ухватиться.

И тут мы подходим к еще одному важному аспекту 2018 года — аспекту, неизменно сопряженному с одиночеством: ожиданию чего-то большего. Отыскать точку сборки личности и государства, рычаг, благодаря которому можно если не перевернуть мир, то вывести его на новый уровень. Абсолютно прав Владимир Путин, сказавший, что год этот прошел в ожидании рывка. И на промышленном, и на политическом, и на технологическом, и на социальном, и на экономическом — на всех уровнях.

Но ожидание неизменно сопряжено с поиском, взглядами и обзором вокруг. Человек ищет то, чего он, собственно, ожидает. И 2018 год вновь показал, что многие устремляют свой взор не в будущее, а в прошлое. Лет 6-7 назад в моде был СССР, теперь развился тренд на 90-е: флешмоб по ним или высказывания о них неизменно рождали хайп. Ну, а уж к спорам о памятниках, знаковых исторических персоналиях нам в принципе не привыкать. Неудивительно, что фильмами, коими возмущались едва ли не больше других, продолжая традицию "Матильды", стали "Смерть Сталина" и дикий "Праздник". 

Однако во всем этом, казалось бы, торжестве одиночества, отчужденности друг от друга, как маяки, высвечивали положительные тенденции, дающие основания для робких надежд. При желании их можно рассмотреть даже в отмене роуминга по стране (правда, Крыма это не коснулось): казалось бы, очевидная вещь, но тем не менее она напоминает, что наша страна едина. Единство — ключевое слово для преодоления одиночества. Атмосфера чемпионата мира — это пример такого единства. И, конечно, добровольчество, набирающее обороты в России, привлекающее все большее количество людей, ведомых не только государственной поддержкой, но и зовом сердец. 

Тенденцию эту надо укреплять — она есть залог и устранения одиночества, и совершения долгожданного рывка, и преодоления того, что Бердяев называл "ушибленностью ширью". Объединить страну, соединить все ее регионы, всех людей одними целями, ценностями, а для этого необходимо как доверие власти к народу, так и обращение чиновников к людям. 

Что же касается 2019-го — года свиньи, мне вспоминается фраза из фильма "Дурак" Юрия Быкова. Главный герой говорит жене, не понимающей, отчего он бежит спасать людей, которые "им никто": 

Неужели ты не понимаешь, что мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто?

Так вот, дай Бог, в 2019 году мы будем друг другу кто, будем милосердны и отзывчивы. Ведь только тем и спасемся.