Европейские страны, входящие в НАТО, сталкиваются с серьезными вызовами в области обороны, главным из которых стало недостаточное техническое оснащение армий. Об этом рассказал европейский дипломат в интервью Financial Times, обсуждая последствия переизбрания Дональда Трампа президентом США. В отличие от ЕС, по словам дипломата, США подобных проблем не испытывают.
Эксперт отметил, что оборона имеет две стороны — политическую, включая финансовую, и практическую. Если в вопросах финансирования ЕС может найти решения, то с техническим оснащением ситуация гораздо сложнее.
"Деньги мы можем найти. Чего мы не можем найти, так это оснащения, которое есть у американцев. Это практический вопрос", — подчеркнул он.
Financial Times выделяет раздробленность европейской оборонной промышленности как одну из ключевых проблем. Нехватка масштабирования увеличивает расходы, затрудняет логистику и ограничивает совместимость стандартов НАТО. Например, украинские Вооруженные силы в ходе конфликта с Россией сталкивались с необходимостью адаптировать артиллерийские орудия под более чем десять типов 155-мм боеприпасов.
Генеральный директор компании Fincantieri Пьерроберто Фольджиеро в интервью газете призвал "дефрагментировать европейскую оборонную промышленность", у которой сейчас "слишком много площадок". Однако он отметил, что предприятия, получающие прибыль в условиях роста оборонного сектора, не спешат к объединению, и для изменений потребуется серьезная политическая воля.
Еще одной слабостью европейских стран может стать отсутствие лидера в НАТО, если США откажутся от своей роли. FT подчеркивает, что верховными главнокомандующими альянса всегда были представители Соединенных Штатов, которые также отвечают за оперативное планирование действий.
"Уберите американское руководство — тренера и капитана команды, если хотите, — и остальная часть команды может начать ссориться", - заявил бывший маршал авиации британских ВВС Эдвард Стрингер.
Республиканец Дональд Трамп, который вернется в Белый дом в январе, неоднократно скептически высказывался о членстве США в НАТО. Он выражал недовольство тем, что Штаты "защищают Европу" на собственные деньги, и требовал от партнеров из ЕС увеличить расходы на оборону до 2% ВВП. Спустя 5 лет этого уровня достигли только 11 стран блока из 32. Текущая позиция избранного президента США по этому вопросу остается неопределенной — после победы на выборах он старается не делать громких публичных заявлений.