Статьи

В ожидании варваров: как воспринимают российских болельщиков за рубежом

В ожидании варваров: как воспринимают российских болельщиков за рубежом

В Риме перед футбольным матчем местной команды "Рома" и московского "ЦСКА" в метро обрушился эскалатор. В результате пострадало около 30 российских болельщиков. Глава МВД Италии заявил, что пьяная толпа вела себя неподобающе, танцевала и прыгала на эскалаторе, что и привело к ЧП. Однако российские болельщики с таким подходом категорически не согласны и собираются подавать коллективный иск. Платон Беседин – о том, как воспринимают российских футбольных фанатов на Западе.

В инциденте в римском метро глава МВД Италии, а по совместительству вице-премьер страны Маттео Сальвини сразу же обвинил пьяных болельщиков ЦСКА. Заявление смелое и поспешное, так как пока никаких доказательств нет. К тому же, напомню, ранее в той же Италии, в Генуе, обрушился мост, да и сам Сальвини признал, что есть старые станции метро. Позднее появилась информация, что эскалатор, на котором травмировались болельщики ЦСКА, просили починить еще в 2015 году. 

Так почему с такой легкостью обвиняют российских болельщиков? И почему многие их выезды на зарубежные матчи заканчиваются трагедией? Можно вспомнить марсельское побоище, драку в Бильбао между фанатами "Спартака" и "Атлетика" или те же "спартаковские" неприятности в Салониках.

К сожалению, влияет и политическая обстановка. Мы возвращаемся в те времена, когда Россия все крепче утверждается в западном сознании как империя зла. На высших уровнях – это уже данность, обусловленная геополитическими, социально-экономическими и другими причинами. Кроме того, негативные представления о России и русских благодаря масштабной пропаганде утверждаются и среди обычного населения. Это не значит, что сыровар из Пьемонта или дизайнер из Труа обязательно недолюбливают русских, но под прессом усиленной пропаганды ему надо прикладывать силы, дабы сохранять ясность рассудка.

Можно вспомнить и недавнее заявление Александра Головина, перебравшегося из "ЦСКА" во французский "Монако": 

Русских здесь, за рубежом, не любят – и особенно футболистов. 

Виной тут не только идеологические войны, штампующие злые мифы о России, не особо меняющиеся со времен маркиза де Кюстина, но и в поведении россиян на выезде. 

Образ хамоватого русского, сорящего деньгами, - не фикция. Он основан, что называется, на реальных фактах. Долгое время граждане СССР не могли толком вырваться в зарубежные поездки, но потом воцарилось "поколение Пепси", люди прикоснулись к западной жизни, пришалели, а затем у многих появились деньги, чтобы совершать заграничные вояжи. А для россиянина важно показать: мол, не лыком шиты, а ну-ка, заворачивай все шмотье "Гуччи", которое у тебя есть. Это, так сказать, обратная – бравурно-гротескная – сторона русского характера. 

Так что явленные нам в западных фильмах образы часто не "клюква", не шарж, а вполне реальное отображение поведения россиян за границей. В последнее время, правда, тенденция эта – со знаком плюс в сторону более воспитанного, интеллигентного поведения – меняется. 

С футбольными же фанатами все чуть сложнее. Российские клубы не блещут на международных соревнованиях. А вот фанаты зажигают на полную мощность. Одно время самой страшной, разрушительной фанатской эскадрильей считалась английская. Собственно, фанатская культура в Британии древнейшая. Она описана и у Дугги Бримсона, и у Ирвина Уэлша, и у Ника Хорнби – в общем, насладиться можно. Или посмотреть фильм "Хулиганы Зеленой улицы". А потом сосчитать выбитые зубы. 

Но наши людям, как известно, нет равных в мастерстве копирования. Мы удивительно метки в подражании, причем ориентируемся не на созидательные, а на деструктивные вещи. Вот и российские фанаты вдохновились западной культурой боления со знаком минус - от речевок до побоищ. 

Фанаты порой демонстрируют не только страсть к насилию, но и абсолютную нетолерантность, часто переходящую в нацизм и фашизм. Оскорблять человека из-за цвета кожи, из-за гражданства или из-за ориентации – это стало не просто нормой, но и обязательным условием фанатского самоутверждения, что противоречит русской традиции – сострадающей и терпимой к другим. Потому что фанатская среда – не наша по духу и по идеологии. И, к примеру, не только в том, как болеть, но и где болеть - неслучайно ведь для фанатов лепят уродливые подобия ирландских пабов или немецких пивных. 

Но это внешняя сторона, оболочка, гораздо важнее то, что именно в такой среде собираются нереализованные, склонные к насилию или просто ослепленные характерными идеями подростки, сбивающиеся в агрессивные пронацистские группы. Так же, как фанаты заимствовали радикальную культуру боления в той же Британии, наши правоохранительные органы должны взять за основу зарубежный опыт, чтобы пресекать хулиганские и расистские выходки.

Люди же, выезжающие поддержать "ЦСКА" или "Спартак" в другие страны, безусловно, достойны уважения из-за своей преданности клубу. Однако часто они там ничем не защищены, к ним изначально относятся как к угрозе. Защита наших болельщиков – задача не только клубов, но всего государства. И защита эта в том числе означает выявление опасных элементов.

Болельщикам же можно высказать главное пожелание: не стоит удивлять и самоутверждаться через зло и агрессию – это тупиковый путь, бьющий по репутации и российского футбола, и страны в целом. Необходимо заимствовать иные методы - благо, есть откуда. Ведь недавно у нас прошел чемпионат мира по футболу. Вспомним, как душевно и ярко болели за свою команду перуанцы или колумбийцы. Вот с таких болельщиков, а не с британских скинхедов или грозных турков, надо брать пример. 

Если, конечно, в российских фанатах есть то, что называют гражданской ответственностью. Впрочем, если нет, то можно подумать хотя бы о собственной безопасности. Ведь такими темпами российский фанат в мире станет словосочетанием пугающим и нарицательным, ассоциирующимся с варварами, несущими цивилизованному миру угрозу (вполне в духе злых мифов о России). И от такого подхода вряд ли кто-то останется в выигрыше. Ну, если только не считать тех, кто с радостью использует образ русских фанатов в пропагандистских играх.