Политика

Гуманитарный конвой: с кем на самом деле воюют киевские власти?

Гуманитарный конвой: с кем на самом деле воюют киевские власти?

На днях российский гуманитарный груз для терпящих бедствие жителей Донецка и Луганска все же добрался до адресатов.

При этом все последнее время, пока Россия пыталась передать этот груз, Украина и стоящие за ней западные "союзники" выдвигали против России самые разные обвинения: от поставки вооружения и техники ополченцам до прямого военного вторжения.

В итоге никто не был завоеван, груз доставлен в целости и сохранности. В понедельник министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Москва готова отправить на Украину еще один конвой с гуманитарной помощью. И не исключено, что история с затягиванием оформления с украинской стороны опять повторится. Потому крайне интересно рассмотреть вопрос о том, как следует оценивать действия России в этой истории с точки зрения международного права. Нарушает ли международное право несанкционированное пересечение украинской границы гумконвоем? Для начала напомним читателям, как развивались события. 12 августа МИД Украины официально разрешил ввоз гуманитарного груза. Также с украинской стороной были согласованы содержание груза, маршрут его движения. Однако таможенное оформление груза украинской стороной постоянно затягивалось, таможенники не являлись для оформления груза.

В связи с тем, что украинская сторона впоследствии отказалась от исполнения принятых обязательств, Россия была вынуждена принять политическое решение о начале движения груза самостоятельно.

Таким образом, въезд гуманитарного груза на территорию Украины в принципе не мог быть вторжением, поскольку не был внезапным, неожиданным и несогласованным. В качестве основного довода, подтверждающего «интервенцию», украинские власти ссылаются на свое право самостоятельно разрешать ввоз на территорию Украины любых грузов. Однако такая точка зрения не основана на международном праве. Безусловно, международное гуманитарное право исходит из признания суверенитета государства на его территории. Однако, по мере развития международного права из концепции государственного суверенитета появились определенные исключения. Одним из таких исключений стала принятая в 2005 году ООН норма международного права, получившая название «обязанность защищать». Суверенитет – не привилегия, а обязанность

Международная правовая норма «обязанность защищать» возникла в качестве реакции международного сообщества на трагические события в Руанде, когда государство организовало массовый геноцид своих граждан. Международное сообщество было вынуждено признать, что суверенитет государства – не абсолютная ценность, и может быть ограничен в случае совершения этим государством преступлений против собственного народа. Основой «обязанности защищать» является следующее положение: суверенитет не только предоставляет государствам право контролировать свои внутренние дела, но также налагает ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. Государство обязано защищать своих подданных от военных преступлений, геноцида и этнических чисток.

Соответственно, если государство не желает, либо не в состоянии исполнять данные обязательства, часть его суверенитета переходит к широкому международному сообществу. В состоянии ли Украина, производящая артиллерийские обстрелы Луганска и Донецка, обеспечивать соблюдение Женевских конвенций о правах мирного населения? Или же следует ставить вопрос иным образом – об осознанной политике геноцида, проводимой украинскими властями? Разумеется, вопрос о военной интервенции против государства-нарушителя должен решаться исключительно Совбезом ООН. Однако, если говорить не о военном вторжении, а о гуманитарной помощи - ее доставка (пусть и с нарушением государственной границы Украины) является соразмерным ответом на поведение украинских властей. Не будем забывать, что речь идет о ситуации, в которой промедление смерти подобно – речь идет о реальной угрозе гибели тысяч людей. Международный Красный Крест неоднократно отмечал, что на территории Восточной Украины ситуация является критической и требует немедленной гуманитарной помощи.

Также МИД России совершенно справедливо отметил: в соответствии с Постановлением Международного суда ООН от 27 июня 1986 года, предоставление чисто гуманитарной помощи лицам или силам другой страны, какими бы ни были их политические убеждения или цели, не может рассматриваться как незаконная интервенция или действие, другим образом нарушающее международное право.

Почему же Украина, которая якобы сражается против "террористов", а не против мирного населения ДНР и ЛНР, под различными предлогами отказывалась от принятия груза? Объяснение этому довольно простое - украинские власти намеренно разрушали инфраструктуру Донецка и Луганска, чтобы вынудить гражданское население отказаться от поддержки властей Новороссии. Такие масштабные разрушения, при которых отключаются и газ, и свет, и вода, невозможно нанести, только если не ставить это основной целью. Посылка гуманитарного груза дает возможность жить и обеспечивать свои потребности мирным гражданам, что ставит под вопрос киевские планы по завоеванию ДНР и ЛНР. Таким образом, история с гуманитарным конвоем в очередной раз подтвердила, кто на самом деле является главным врагом киевских властей: не ополченцы, а мирные граждане.

Илья Ремесло