В Кремле прошел Госсовет по развитию дорог и безопасности движения. С предложениями выступили губернаторы, министры и руководители фракций. Владимир Путин собрал все инцииативы и выразил свое мнение о качестве дорог, скрытых камерах и бюрократии при дорожном строительстве. Андрей Васильев — о том, как в России будут решать одну из вечных проблем.
В этот раз Госсовет прошел в обновленном формате - за день до совещания в Московской области прошел семинар с участием лидеров регионов и профильных министров. Чтобы вникнуть в суть работы дорожников, участники подготовительного семинара лично поучаствовали в процессе — примерили на себя рабочие робы, а также собственными руками укладывали асфальт. Таким образом был повышен уровень взаимодействия всех уровней власти в решении дорожных проблем в России.
Даже министр транспорта Евгений Дитрих признал: такого полного обсуждения со всеми руководителями субъектов, экспертами и Министерством финансов проводить никогда не доводилось. В каком-то смысле заседание Госсовета стало "дорожным штабом", куда стекаются все проблемы и предложения.
Очевидно, что главы регионов стали чаще и больше контактировать с непосредственными исполнителями — теми, кто отвечает за реализацию президентских указов на низовом уровне. Увеличилось взаимодействие чиновников с отраслевыми экспертами — можно сказать, они их готовили к большому совещанию.
В начале президент пояснил, почему выбрана такая тема, и констатировал, что сделанного пока недостаточно.
Всем понятно, что дорога — это хорошо, а бездорожье — это плохо, но не всем понятно, к сожалению, что наличие дорог для нашей страны, хорошего качества дорог, имеет чрезвычайно важное и особое значение с учетом огромности нашей территории... Дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало. Общая протяженность дорог высшей, первой категории, увеличилась, правда, за последние четыре года на 2 тысячи 423 километра, причем главным образом за счет федеральных трасс.
При этом качество дорог постепенно увеличивается. Путин отметил, что 83% федеральных трасс полностью соответствуют нормативным требованиям. В 2010 году их было всего 38,6%.
Однако сразу после этого президент добавил, что доля таких дорог регионального значения по-прежнему не дотягивает даже до половины. Именно по этой причине каждый регион должен разработать и принять программу для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве к 2024 году.
Есть вопросы и к стоимости, к подрядчикам. Стало известно, что при оценке тендеров на строительство трасс и магистралей будут учитываться аналогичные проекты, реализованные ранее. Другими словами, если новые дороги будут сильно дешевле или, наоборот, дороже построенных ранее, к подрядчику приедут следователи.
Компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удается, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства, — сказал Путин.
Но тут регионы оказались ограничены правилами закупок. Имеет место некая коллизия. Губернаторы выбирают из качественных подрядчиков с хорошей историей работы, а законом во главу угла поставлена цена — из бюджета надо тратить как можно меньше. Этот перекос собираются устранить в ближайшее время.
Все дороги, если правильно трактовать результаты заседания Госсовета, будут полностью переводиться на так называемый жизненный цикл. Это значит, что подрядчик не будет строить по принципу "дальше хоть потоп", а будет полностью отвечать за ее качество на протяжении гарантийного периода. Если дорога рассыпется, ремонтировать ее дорожная организация будет за собственный счет, а государство в дальнейшем может ужесточить требования и нормативы к строительству дорожного полотна.
Также чиновников пообещали избавить от "бумажной волокиты", которая заставляет месяцами согласовать проекты.
Особое внимание уделили безопасности на дорогах. Президент вступился за автомобилистов и призвал переосмыслить принцип работы дорожных камер, фиксирующих нарушения. Он предлагает перестать их прятать:
Иначе происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий. Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф. А это не самоцель. Это только средство достижения нужного нам результата.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев в свою очередь обратил внимание на другую вечную проблему — пьянство за рулем. Он за жесткое наказание.
Министерством подготовлены предложения по усилению ответственности водителей, находящихся в нетрезвом виде. Предлагаем конфискацию транспортных средств у водителей, задержанных за управление в пьяном виде.
Кроме того, Колокольцев заявил о скорой разработке "стратегического документа", главная цель которого - снизить смертность на автомобильных дорогах до нуля к 2030 году.
Традиционный лидер в этом направлении — Московская область. Известно, что за последние 5 лет смертность на дорогах Подмосковья снизилась на 43%, а в ближайший год этот показатель достигнет 53%. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев похвастался, что этой темой занимаются постоянно и "в ручном режиме".
Гибель людей на дорогах и получение тяжелых травм собираются предотвращать и другими способами. Уже известно, что прорабатываются меры по внедрению процессов гарантированного наказания водителей-иностранцев и меры в отношении клиентов каршерингов, которые не имеют водительского удостоверения или лишены права управления автомобилем. Ужесточение требований проверки и "подключение" операторов к базам ГИБДД должно свести аварийность на дорогах до минимума.
Предложений было столько, что на реализацию всех денег точно не хватит, как заметил Путин. В завершение он напомнил, что неплохо было бы всем следить за своей территорией. А то "фотографии с мест иногда смотришь и задаешься вопросом: а губернатор вообще там бывал хоть раз?"