страны стали реалиями нашей жизни. Пусть пока на уровне призывов и проектов, но приоритеты начинают меняться. По сути, подъем Сибири и Дальнего Востока приобретает формат нашего национального приоритета на весь XXI век. По мнению многих экспертов, в текущем столетии Азиатско-Тихоокеанский регион останется самым динамично развивающимся регионом мира. Однако уровень присутствия и влияния России в АТР во втором десятилетии XXI века минимален. Особенно в экономической области. Это объясняется прежде всего слабым уровнем развития восточных регионов страны, а также неразвитостью транспортной инфраструктуры. Как отмечал заместитель директора ИДВ РАН Сергей Лузянин, «несмотря на гигантские усилия федерального центра в последние годы, как в рамках подготовки к форуму АТЭС, так и в плане реализации федеральных программ развития Сибири и Дальнего Востока, ключевые негативные тенденции в данных регионах полностью сохранились, а отдельные и усилились. Доля Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в общероссийском валовом региональном продукте (ВРП) сократилась, население продолжает убывать. Показательно, что торговый оборот России и КНР по стоимости существенно ниже объема торговли между Тайванем и КНР. И это при том, что Китай – крупнейший торговый партнер России».
Одним из важных направлений реализации интересов России в АТР является обеспечение социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Этот рост предполагается обеспечить за счет эффективного освоения природно-ресурсного и энергетического потенциала, развития транспортной инфраструктуры и повышения качества жизни населения. На решение проблемы была нацелена принятая правительством РФ в марте 2013 года программа развития восточных регионов. В нее вошли две ФЦП («Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов») и 12 отраслевых подпрограмм, включающих 23 комплексных инвестпроекта, направленных на модернизацию Транссиба, строительство второй линии БАМа и создание ряда энергообъектов.
Эти программы кроме своей прикладной ценности дают и четкий, понятный сигнал: эти земли были, есть и будут российскими.
Эффективное освоение отечественным бизнесом (с выверенным участием иностранного капитала) энергетического потенциала и других природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и на этой основе развитие высокотехнологичных отраслей перерабатывающей промышленности – важное условие сохранения национального суверенитета нашей страны над обширными восточными территориями. Вместе с тем государственный и экономический суверенитет не мешает международной интеграции. Динамичное экономическое развитие АТР в целом и стран бассейна Японского моря в частности ставит перед российским Дальним Востоком, как неотъемлемой частью АТР, задачу скорейшего и эффективного встраивания в региональную экономическую систему. При этом внешнеэкономические факторы подъема Сибири и Дальнего Востока не должны ограничиваться Китаем, Японией, Южной Кореей и др.
На данном историческом этапе имеются весьма благоприятные условия для движения России на восток, отвечающего стратегическим интересам страны.
В отличие от отношений с европейскими партнерами, в целом государства АТР не выдвигают каких-либо неприемлемых для нас условий или препятствий политического, экономического, идеологического или военного характера для самого широкого участия России во всех региональных делах. Еще и поэтому развитие сотрудничества с АТР на перспективу до 2020 года является ключевым направлением диверсификации географических связей российской экономики. Во многом это определяется структурными характеристиками развития России. По численности населения, размеру территории, ресурсной базе, уровню развития транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры экономика России к западу и востоку от Урала имеет глубокие качественные отличия. Кроме того, существенное влияние на укрепление наших связей со странами АТР оказывает структура транспортных издержек. Регионы России к востоку от Урала объективно тяготеют к сотрудничеству с близлежащими территориями АТР. И, наконец, масштабы рынков АТР и Европейского союза вполне сопоставимы. А значит,
Россия может с полным основанием рассматривать страны Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве импортеров нашей продукции, в том числе и ее сырьевой составляющей.
О том, что это не просто слова, свидетельствует и подписанный несколько недель назад российско-китайский газовый договор. tpp-inform