Общество

Доступный Интернет: как самоизоляция доказала актуальность проекта

Доступный Интернет: как самоизоляция доказала актуальность проекта

Самоизоляция на фоне распространения коронавируса стала мощным импульсом для развития российских интернет-площадок: впервые проводятся онлайн-концерты, фестивали, появляются иные новые форматы. Эксперты уверены, что это не временная мера, а этап развития системы. Таким образом, Интернет и социальные сети стали для россиян "повседневной жизненной необходимостью".

В связи с высоким уровнем интеграции онлайн-сервисов в жизни россиян президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию предложил запустить в стране проект "Доступный интернет". "По всей территории страны обеспечить бесплатный доступ к социально значимым отечественным интернет-сервисам. В этом случае людям не придется платить за саму услугу связи, за интернет-трафик", - заявил он.

Причем речь идет не только о сайте "Госуслуги" или официальных сайтах президента и правительства. Вероятно, бесплатный доступ будет организован к браузерам, облачным хранилищам, приложениям правоохранительных ведомств, сфер образования.

"В любой жизненной ситуации человек должен иметь право воспользоваться социальной или государственной услугой в онлайн-режиме. Это касается, например, портала госуслуг или сайтов государственных органов, служб социальной защиты, медицинских организаций и так далее", - отметил руководитель пресс-центра корпоративного центра "Ростелекома" Андрей Поляков.

По мнению специалистов, высокая доступность интернета станет конкурентным преимуществом России, дав последним гражданам широкие возможности для образования и творчества, реализации социальных и культурных проектов, а также простого общения.

"У нас, на самом деле, по сравнению с тем, что творится в Европе и США, Интернет почти бесплатный и чудовищно быстрый. Когда люди сюда приезжают, они просто изумляются. Там [у них] либо медленно, либо очень дорого… Еще, например, в США почти нигде нельзя "заплатить телефоном", как у нас. И в Европе на это смотрят, просто выпучив глаза. Для них это какой-то следующий век. У нас Интернет хороший", - заметил известный российский предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов.

Качество интернета в России сыграло важную роль и во время самоизоляции, когда трафик значительно вырос. Такие нестандартные условия вынудили сервисы Okko, Яндекса, МТС, Wink и других компаний разрабатывать новые онлайн-форматы для привлечения аудитории: премьеры фильмов, концерты и фестивали. Первый онлайн-концерт провела группа "Би-2" на платформе Okko, его посмотрели более 2,5 млн человек - такое количество человек собрать в офлайне было бы нереально. Важным примером нового популярного формата стал семидневный онлайн-фестиваль VK Fest, организатором которой стала социальная сеть ВКонтакте. Выступления в рамках фестиваля собрали свыше 220 млн просмотров и более 37 млн зрителей.

В мировой практике тоже стали проводиться подобные концерты. В частности, в середине апреля благотворительная организация Global Citizen и ВОЗ организовали онлайн-марафон One World: Together At Home с выступлениями Леди Гаги, Билли Айлиш, Пола Маккартни, The Killers и многих других артистов. За восьмичасовой трансляцией следили пользователи по всему миру и пожертвовали $128 млн.

"Фестивали и концерты в онлайне проводились и до пандемии, поэтому не думаю, что это временный выход - это уже часть музыкальной индустрии. Раньше онлайн-концерты были чаще всего или домашними, или существовали в виде трансляции мероприятия, которое проводится вживую. Сейчас это вырастает в отдельный серьезный продукт со своим сценарием, декорациями, интерактивом, продакшеном - это новый формат шоу, история, которая создается специально для онлайна. Они вряд ли заменят офлайн-концерты, но явно изменят отношение к ним. Онлайн-концерты доступны для любого зрителя, это хороший шанс посмотреть выступление артиста, на которого в другой ситуации ты бы не пошел. Для музыкантов же это возможность получить доступ к аудитории, которой у него раньше не было, а также простор для экспериментов с разными форматами выступлений", - отметила PR-менеджер VK Fest Светлана Черненкова.

Судя по афише предстоящих событий, тренд на онлайн-концерты и иные мероприятия действительно продолжается.

Эксперты также замечают бум на прямые эфиры и IRL-стримов (in real life, "как в реальной жизни") на YouTube, в Instagram, в соцсетях Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассники". Как отмечает руководитель направления киберспорта и гейминга МТС Ирина Семенова, рост IRL-стримов на популярной российской платформе WASD.TV составляет 47%. Причем растет и количество стримеров: на этом же сайте их количество в марте по сравнению с февралем выросло на 20%.

"Пользователи в Сети знакомятся и общаются, играют и развлекаются, покупают и продают, учатся и развиваются, заказывают еду, такси и одежду. Упрощающие доступ к Сети инициативы положительно скажутся не только на цифровой экономике и IT-отрасли, но и на качестве повседневной жизни десятков миллионов россиян", - считает генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев.