Применением разведывательных и ударных воздушных беспилотников уже никого не удивить. Вооруженные силы практически любой страны хотят видеть у себя в строю эти машины, технологически развитые страны активно разрабатывают и применяют воздушные дроны, менее развитые государства не менее активно закупают у них беспилотники и увеличивают свой флот. Илья Плеханов - о том, какими станут БПЛА уже в ближайшем будущем.
Большое внимание дроны вновь получили в последние несколько лет. Первым поводом стало применение дронов исламистами в Ираке и Сирии, когда обычные китайские коптеры были переделаны для сбрасывания боеприпасов с воздуха или для самоподрыва при контакте с целью ("дроны-мины" и "дроны-камикадзе"). Второй повод – это война на Донбассе и применение дронов вооруженными силами ДНР и ЛНР на тактическом уровне для корректировки и наведения огня. Если дроны исламистов стали причиной всплеска разработок технологий борьбы с беспилотниками, то война на Донбассе заставила задуматься военное руководство США.
Американский политолог из Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Майкл Кофман, специализирующийся на России, отмечал:
"В отличие от стран Запада, которые совершенствуют свои крупные беспилотные машины, Россия сконцентрирована на применении дешевых, одноразовых и многочисленных дронов на тактическом уровне для своих сухопутных войск. Эти дроны в первую очередь задействуются как системы наведения для разрушительных артиллерийских и ракетных ударов".
Связка "дроны — массированный артиллерийский удар" — это одна из самых обсуждаемых тем среди западных военных экспертов, которые считают, что именно такой тактический подход широко и эффективно применяется в Донбассе и что в случае военных конфликтов именно так будут действовать российские вооруженные силы на земле.
Более того, дроны – это не просто технологическая новинка. Применение беспилотных машин может кардинально изменить все будущее боевых действий на планете.
В 2009 году после выхода прогноза о развитии беспилотных систем в виде программного документа под названием Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047 эксперты посчитали, что F-35 станет последним пилотируемым самолетом в ВВС США и что в разработку новых пилотируемых летательных аппаратов американцы просто не будут больше вкладывать деньги. Адмирал ВМС США Рей Мабус, выступая на конференции Sea-Air-Space еще в 2015 году, открытым текстом объявил, что самолет F-35 Lightning II, выпускаемый в рамках программы Joint Strike Fighter, "должен и почти наверняка станет последним пилотируемым истребителем-штурмовиком, который закупит или будет использовать военно-морское ведомство".
На 2019 год Пентагон запросил на 3,447 больше дронов, чем в 2018 году. Бюджет на закупку беспилотников планируется увеличить на 27%. Речь, безусловно, идет не только об ударных дронах, но и о разведывательных беспилотниках, включая морские и подводные, а также о средствах борьбы с дронами противника. Военные хотят потратить на эти нужды 9,39 миллиарда долларов, из которых более одного миллиарда уйдет на системы и боеприпасы для поражения дронов врага.
В 2013 году совокупный бюджет Пентагона на беспилотники был в два раза меньше. Эксперты отмечают небывалый спрос Пентагона на эти машины. При этом не ожидается резкого увеличения закупки крупных ударных дронов — акцент будет сделан на приобретении большего числа малоразмерных и дешевых беспилотников. Ожидается, что Пентагон получит как минимум две тысячи только одних квадрокоптеров. Около 40 миллионов долларов будет выделено на экспериментальное подразделение в армии, которое будет тестировать использование наземных беспилотных систем. 2019 год также станет первым годом, когда военно-морские силы США потратят больше денег на дроны, чем военно-воздушные.
Рынок
Рынок военных беспилотников показывает стремительный рост. В этом месяце аналитический ресурс Global Market Insights опубликовал свой прогноз, касающийся данной индустрии. Если на 2016 год рынок одних только военных дронов составлял около 5 миллиардов долларов, то к 2024 году он вырастет до 13 миллиардов. 65% прибыли на рынке относится к продажам "коптеров" - лопастным дронам вертикального взлета и посадки. Их дешевизна, компактность, маневренность и способность зависать над целями делает их идеальными для ведения наблюдения с воздуха. 67% рынка составляют дроны, которыми можно управлять вне зоны прямой видимости. Технический прогресс также способствует росту спроса на дроны дальнего действия и большей грузоподъемности, которые способны оперативно выполнять миссии на больших расстояниях.
Один из факторов быстрого роста рынка – это спрос со стороны таких стран как Китай и Индия, которые стараются не отставать в области применения военных дронов от стран Запада. Китай занимает 50% рынка военных дронов в Азии и стремительно развивает собственное производство беспилотников.
Сегодня среди лидеров по производству и применению военных беспилотников прочно обосновались три страны: США, Израиль и Китай. Заметна на рынке и Франция. Плотно работают над созданием своей индустрии в России, Турции, Иране и Индии, особенно в плане вывода на рынок ударной машины.
Ранее другая американская аналитическая компания Orbis Research, которая регулярно публикует исследования по различным рынкам, включая военные, выпустила доклад "Мировой рынок военных беспилотников 2017-2027". По прогнозам аналитиков, к концу этого года объем рынка составит 9,9 млрд долларов, а к 2027 году вырастет до 15,2 млрд долларов.
Согласно ранее опубликованному отчету нидерландской консалтинговой фирмы ASD, оборот рынка военных БПЛА к 2022 году вырастет до 13,7 млрд долларов. В принципе, прогнозы всех компаний близки.
Наибольший прирост даст спрос на ударные дроны — их доля на рынке составит 40,8%, доля высотных БЛА большой продолжительности полета — 25,1%, доля средневысотных БЛА большой продолжительности полета — 17,4%. С точки зрения географии доля Северной Америки на мировом рынке военных беспилотников составит 34,4%, азиатско-тихоокеанского региона — 31,7%, Европы — 24,1%.
В Азии будет расцветать рынок Китая, Индии и Австралии. В Европе — России и Великобритании. За десять лет мир потратит на военные БПЛА 133,3 миллиарда долларов.
Так или иначе, дальнейшее технологическое развитие дронов не остановить. Само собой, будут идти работы над их очевидными техническими характеристиками: аккумуляторами, авионикой, системами связи, дальностью полета и так далее. Не менее важный и также стремительно растущий смежный рынок – это рынок датчиков и приборов для беспилотников.
Но есть ряд направлений, которые особо выделяются и которые задают образ будущего применения беспилотных машин.
Искусственный интеллект и автономное принятие решения о нанесении удара
Тема возможного появления "роботов-убийц" сегодня очень популярна. Ученые и предприниматели, такие как Стивен Хокинг и Илон Маск, предупреждают, что автономное решение о нанесении удара роботами, в том числе и воздушными беспилотниками, может привести к непредсказуемым последствиям и выйти из-под контроля человека. Крупные технологические компании Запада заключают соглашения, что они не будут помогать военным развивать искусственный интеллект. Развитие искусственного интеллекта и создаваемые алгоритмы автоматического выбора цели, будь то человек или другой объект, позволят машине выполнять боевые задачи эффективно, но цена даже одной ошибки может быть слишком велика.
В Пентагоне уверяют, что человек всегда будет присутствовать в цепочке принятия решений и окончательный приказ о пуске ракеты будет принимать оператор. Тем не менее все понимают, что нет никаких гарантий, что вероятный противник не ведет работы над созданием полностью автономной цепочки принятия решений. Тот, кто запустит такие машины в воздух, может иметь преимущество на поле боя будущего, где будет побеждать та система, которая принимает решения быстрее. В этом плане человек становится слабым и медленным звеном в цепочке командования — соответственно, у противника всегда будет искушение создать полностью автономную систему. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что военные негласно так или иначе ведут работы в этой области.
Все помнят и слова президента России Владимира Путина:
"Искусственный интеллект - будущее не только России, это будущее всего человечества. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира".
Бывший замминистра обороны США Боб Уорк тоже не устает предупреждать о необходимости уделять внимание новой технологии:
"Армия США знакома с автономными системами ведения боя, которые она применяла в течение последнего десятилетия в Ираке, Афганистане и других странах. Но такие виды вооружения, как управляемые воздушные и наземные аппараты с дистанционным управлением, будут в скором времени заменены преимущественно беспилотными и автономными системами во всех физических сферах действия (в воздухе, на море, под водой, на суше и в космосе) и в большинстве военных операций. Еще потребуется некоторое время, чтобы новый способ ведения войны стал более очевидным, в котором беспилотные и автономные системы займут центральное место при ведении боя".
Автономность полета и способы защиты от средств РЭБ России и Китая
Российские средства РЭБ американцы уже давно рассматривают как очень серьезную угрозу на поле боя. Осенью 2016 года в армии США появилось Управление быстрого реагирования (УБР). Операционный директор УБР генерал Уолтер Пиатт тогда рассказал, что в фокусе нового управления — противодействие России именно в сфере радиоэлектронной борьбы и киберопераций. Российские средства РЭБ, по мнению военных изданий США, даже входят в тройку самых опасных технологий для американцев наряду с ядерной триадой и средствами ПВО России.
Особую тревогу вызывает способность российских средств РЭБ влиять на систему глобального позиционирования (GPS), от которой полностью зависит боеспособность американской армии. Причем влиять не на уровне нарушения работы самих спутников в космосе или программного обеспечения, а оказывать воздействие на работу с сигналами непосредственно в зоне конфликта или на поле боя. По данным армии США, около 250 000 систем в сухопутных войсках зависят от пространственно-временной и навигационной поддержки. Армейская бригада использует в среднем около 600 систем. Вывод из строя этой составляющей ведения боевых действий может стать катастрофой.
Недавние слухи о том, что в Средиземном море неизвестными силами была нарушена работа навигационных систем самолетов, и постоянные слухи о сбоях GPS в Черном море звучат тревожным звоночком для всех, кто использует беспилотники в своих вооруженных силах.
Учитывая, что в вооруженных силах мира растет применение беспилотников, неизбежно возникает вопрос, как обезопасить их от работы средств РЭБ противника.
Вариантов немного. Самый очевидный – это повышение автономности полета и выполнения миссии, когда дрону нет необходимости вообще поддерживать канал связи с операторами и постоянно уточнять свое местоположение и положение целей с помощью той же системы GPS. Такой вариант пока труднодостижим, но над ним активно работают.
Второй вариант – это попытка сделать каналы связи малоуязвимыми для противника. Здесь в ход идет все: прерывистое сообщение, связь на разных частотах, выход на связь как можно реже, шифрование данных, использование искусственного интеллекта для автоматического поиска свободных частот, пеленг средств РЭБ и автоматический выбор курса для "выхода" из зон поражения.
Третий вариант – агрессивное ответное или предварительное подавление сигналов средств РЭБ противника и уничтожение комплексов РЭБ до того, как они нарушат работу беспилотников. По этой причине в США за 10 лет заменят 14 устаревающих самолетов РЭБ EC-130H Compass Call, которые работают в Ираке и Афганистане на 10 новых, вложив в программу 2 миллиарда долларов.
Директор Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) доктор Арати Прабхакар рассказала о проекте по борьбе с программируемыми радарами России (упоминается "Небо-М") и Китая:
Одна из наших программ в DARPA использует совершенно новый подход к этой проблеме, которую мы собираемся разрешить с помощью когнитивного электронного вооружения. Мы используем искусственный интеллект для изучения действий вражеского радара в режиме реального времени, а затем создаем новый метод глушения сигнала. Весь процесс восприятия, изучения и адаптации повторяется без перерыва.
Осенью 2016 года в армии США приняли решение о начале работы по созданию "Белой книги навигационной войны". В ней будут представлены рекомендации на предмет того, что делать, чтобы противник никак не мог влиять на системы навигации американских военных, а сами американцы могли бы лишить врага доступа к GPS и подобным системам на поле боя. Глава Управления быстрого реагирования армии США Дуг Уилтси заявлял, что в сухопутных войсках США запустят три большие долгосрочные программы по созданию защищенных средств связи и управления, оборонных и наступательных средств РЭБ, и что в 2018 году планируется проведение полевых испытаний альтернативных GPS навигационных систем.
Связка пилотируемого самолета и беспилотных машин
В прошлом году Lockheed Martin Skunk Works, Школа летчиков-испытателей ВВС США, Исследовательская лаборатория ВВС США и Calspan Corporation произвели показательный полет экспериментального беспилотного F-16. Участники события назвали испытания важнейшей вехой в развитии боевой авиации США.
Все это происходит в рамках американской программы Loyal Wingman, которая стартовала в 2015 году и которая призвана обеспечить пилотов в небе надежными помощниками в виде беспилотников. И не просто уже в виде привычных ударных или разведывательных дронов, а в виде полноценных беспилотных боевых самолетов. Суть программы — летчик и компьютеры его самолета управляют всей своей подчиненной воздушной братией в воздухе, а не через операторов на земле. Это экономит время и объемы передаваемой информации и позволяет оперативно реагировать на ситуацию прямо в полете, а также отправлять на опасные задания беспилотные машины в первую очередь, не рискуя жизнью летчиков.
ВВС США уже использует с 2013 года беспилотные и списанные F-16 (модификация QF-16) с программной начинкой от компании Boeing, но они служат лишь учебными мишенями в воздухе. Кстати, в марте этого года компания Boeing получила контракт от ВВС США на поставку уже 18 таких беспилотных самолетов до 2027 года. Прошедшие же в апреле испытания Lockheed Martin и Calspan Corporation позволят применять беспилотные самолеты как активных участников в реальном бою.
Работы над автономными F-16 логично ведут к будущему применению F-35 в качестве командного центра для целого ряда беспилотных машин. Над этим сегодня трудятся, например, в DARPA. Один F-35 будут в теории сопровождать в воздухе рои дронов-разведчиков и те же боевые беспилотные F-16. К испытаниям таких "связок" в воздухе планируют приступить в 2019 году.
Похожие программы существуют и для армейских вертолетов. Экипажи вертолетов Apache и Kiowa также в обозримом будущем смогут из кабины своих машин полностью контролировать "подопечные" беспилотники прямо в воздухе во время выполнения своих миссий. Дальше всего в этом направлении продвинулись Apache, где уже как минимум с 2016 года предусмотрен интерфейс для вывода видео и частичного управления дронами. Обкатка этой связки "вертолет-дроны" проходит в Афганистане.
Сверх этого озвучиваются и мысли, когда в будущем установка простого "черного ящика" с программным обеспечением на любой летательный аппарат, позволит превратить его в беспилотник в военных целях.
Палубные дроны
Китай буквально на днях объявил, что будет развивать программу палубных беспилотников и напрямую свяжет создание новых авианосцев с экипировкой их дронами. Это решение Китая – ответ на похожую программу в США. Обе страны ведут упорную борьбу за влияние и контроль над водами в Тихом океане. Разведывательные и ударные дроны на палубах авианосцев расширяют возможности военных и позволяют оперировать на дальних дистанциях. Можно ожидать, что данное направление будет получать все больше внимания и денег в США и Поднебесной.
Можно еще больше удлинить "плечо" работы беспилотников, если их дозаправлять в воздухе. Отсюда логически вытекает следующая область в развитии беспилотных технологий - создание беспилотного танкера-дозаправщика. В США пока в этой роли выступает машина MQ-25.
Летающие базы для дронов, обеспечивающие дозаправку, ремонт, перевооружение, операционную модульность
Для функционирования ударных аппаратов необходима линейка машин поддержки, которые возьмут на себя роль обслуживающих воздушных складов.
Сегодня в США обсуждается, например, не только создание новых грузовых беспилотных машин, но и модификация транспортных самолетов C-17 и С-130, которые бы стали беспилотными воздушными базами-складами для автоматического перевооружения других беспилотников прямо в воздухе. На этих же самолетах во время полета может быть предусмотрена и 3D-печать как запчастей для беспилотников, так и сборка простых одноразовых дронов для того же ближнего боя.
В этом же русле будут разрабатываться и топливные автономные дозаправщики, которые позволят беспилотникам вообще не приземляться долгое время, заправляться или заряжаться в воздухе и выполнять одну миссию за другой без длительных остановок.
Миниатюризация дронов
Технологии позволяют делать дроны все более мелкими по размеру, при этом увеличивается время и дальность их операций. Миниатюрные дроны могут стать идеальными машинами для ведения незаметной разведки на относительно близких дистанциях, в городских условиях и внутри помещений.
Футурологи также уже видят сценарии, где дроны размером с жука доставляют взрывчатку (небольшого веса и объема которой хватит, чтобы точечно разнести голову) или ядовитые вещества непосредственно в зону контакта с человеком, убивая выбранные цели.
В еще более драматическом варианте, живую силу противника или аппаратуру атакуют рои миниатюрных автономных дронов, начиненных взрывчаткой. Даже гибель большей части роя не остановит его от выполнения задачи.
Рои дронов
Идея военного применения роев набирает популярность. Коммерческие компании уже поднимают в воздух более тысячи дронов одновременно, которые совместно выполняют простейшие задачи. Усовершенствование этой технологии открывают огромные возможности для военных, начиная от постановки ложных целей, "вскрытия" систем ПВО и РЭБ противника и до массированной атаки и выполнения целого набора задач одновременно.
Военно-морские силы США хотели бы видеть "канистры с дронами" под крыльями своих самолетов EA-18G. В октябре прошлого года в ВМС также провели испытания работы пока только одного дрона Dash X в связке с самолетом и остались довольны. Одноразовый и относительно дешевый дрон, который способен находиться в воздухе до 10 часов, смог самостоятельно засечь объект и передать его координаты самолету. Ожидается, что рои подобных дронов смогут не только вести разведку, обнаруживать радары противника и "вскрывать" систему ПВО, но и "глушить" сигналы, и выступать в качестве ложных целей. Дроны смогут лететь настолько медленно и низко, что в теории не попадут на радары врага, и будут применяться в качестве барражирующих боеприпасов.
DARPA выделило 7,1 миллиона долларов на разработку роя дронов, способного оказывать содействие военнослужащим в ходе городских боев. Над задачей будут работать две команды: одна под руководством Raytheon BBN, вторая — под руководством Northrop Grumman. В теории рой может состоять из 250+ машин, как воздушных, так и наземных. Особое внимание разработчики будут уделять тому, как оператор роя сможет управлять дронами, как он и в каком виде будет получать информацию и отдавать приказы. Обдумываются системы управления через жесты, голосом, движением головы. Создаются специальные алгоритмы, которые бы автоматически заставляли рой выполнять те или иные тактические ходы: например, заход с флангов или выстраивание периметра безопасности. Оцениваются возможности оператора управлять не только всем роем, но и его подгруппами. В целом исследователи отмечают, что пока у них нет технологии по управлению большим роем и что пока основные успехи связаны с работой роя в закрытом помещении. В реальной жизни все будет гораздо сложнее, а тем более в боевых условиях.
Дроны с лазерным оружием
Идея установки боевого лазера на беспилотник пока не реализована в полной мере, но сдерживает эту связку развитие самих лазеров, а не беспилотников. В теории лазеры на дронах могут уничтожать другие дроны противника, а также работать по незащищенным целям на земле, выводя из строя, например, радары противника. Лазер с дрона может быть использован и в точечных операциях по уничтожению отдельных людей без сопутствующих жертв, "поджаривая" одного конкретного человека в толпе.
Генерал-лейтенант Брэд Уэбб, глава Командования специальных операций ВВС США (Air Force Special Operations Command), заявил, что в США будет протестировано лазерное оружие на борту самолетов AC-130, а американская компания General Atomics планировала в 2018 году установку лазерной пушки мощностью от 50 до 300 киловатт на борту своего ударного беспилотника Predator C Avenger. Программа лазерного оружия воздушного базирования в ВВС США возрождена и снова будет финансироваться.
Грузовые дроны
Идея воздушного беспилотного грузового сообщения между США и Европой обсуждается давно. Здесь в роли беспилотников выступают обычные транспортные самолеты, с соответствующей начинкой. Создание таких самолетов обещает сэкономить миллиарды долларов. Соответственно, если ВВС США уже разрабатывают беспилотные истребители, способные к боевому маневрированию, то можно предположить, что военная беспилотная логистика тоже не за горами. Учитывая, что по признанию главы Транспортного командования США (TRANSCOM) генерала Даррена МакДью, в случае войны с той же Северной Кореей у американцев возникнут трудности с переброской войск и придется арендовать гражданские самолеты и морские суда, то воздушные грузовые дроны придутся кстати.
Не дремлет в этой сфере и Поднебесная. Китай в октябре прошлого года испытал большой грузовой беспилотник AT200, который является переделанным новозеландским самолетом P750XL. Самолет сможет нести полторы тонны полезного груза на расстояние в 2,183 км. В ходе испытаний самолету потребовалось всего 200 метров полосы для взлета. Вооруженные силы Китая планируют использовать эту машину для снабжения своих дальних баз и постов на островах в Южно-Китайском море.
Второе направление развития воздушных грузовых дронов – это применение их на тактическом уровне. В США рассматриваются варианты создания и использования трех типов дронов такого рода:
- способные доставлять около одной тонны груза на расстояние в 100 километров,
- способные доставлять около 200 килограммов груза и обеспечивать пехотное отделение несколько дней,
- способные оперативно доставлять около 20 килограммов груза на передовую, например медикаменты раненому или запчасть для техники.
Дроны-помехи и дроны-завесы
Дроны могут использоваться и просто как куски железа в воздухе.
Рой одноразовых дешевых и самых простых дронов может быть использован для создания помех работы радиоэлектронной аппаратуры, для обмана радаров противника в воздухе и в качестве ложных целей.
Более экзотично звучит футуристическая идея наличия личного роя дронов над каждым солдатом на поле боя. В случае обнаружения противника и начала ведения стрелкового огня по солдату, умный рой физически прикрывает его собой, в буквальном смысле выставляя перед ним на короткое время подвижную завесу. На какие-то доли секунды эта завеса сможет принять на себя первый удар пуль и дать шанс солдату на спасение.
Дроны как средства радиоэлектронной борьбы и дроны-трансляторы сигналов
Дроны могут и сами быть задействованы в РЭБ, а не только выступать в качестве целей.
Летающие дроны-станции могут и сами подавлять сигналы связи более мелких коптеров противника на тактическом уровне на поле боя. Как только в ближайшем будущем в небе появятся беспилотные самолеты разведки, то они смогут выполнять задачи ведения РЭБ и по отношению к большим ударным дронам противника.
В США также работают над созданием многослойных систем связи, когда беспилотники в небе выступают в качестве ретрансляторов сигналов. Идея заключается в том, что, например, ударный беспилотник в ходе миссии поддерживает связь не через один канал напрямую со спутником, а делает это через целую сеть подвижных ретрансляторов, постоянно меняя частоты и маршрут сигнала. Это должно помочь избежать последствий работы средств РЭБ врага. То есть, дроны в этом случае выступают в качестве некоего подобия мобильных воздушных "вышек" связи.
Дроны, выглядящие как животные
Маскировка воздушных дронов под птиц – это уже не новость. В Афганистане, Сомали и Ираке разведывательные дроны подобного рода уже находились. Машины такого вида могут использоваться для незаметного слежения за целями, и с ходом развития технологий и роста бесшумности работы этих беспилотников быстро отличить робота-разведчика от реальной птицы или насекомого будет все трудней.
Дроны, способные оперировать в разных средах
Еще одно направление, над которым работают специалисты, это создание воздушных дронов, которые могут работать и в водной среде. Такой дрон может приближаться к цели под водой и затем взмывать в воздух уже непосредственно перед выполнением миссии. Это позволит избежать угроз со стороны радаров и средств РЭБ противника.
Также перспективны и дроны, которые могут работать в связке с двигающимися платформами. То есть такой дрон может взлететь и сесть в автоматическом режиме на двигающийся грузовик, катер, самолет, подводную лодку.
Например, Сингапур в ноябре прошлого года смог похвастаться первым разведывательным дроном вертикального взлета и посадки собственного производства. Такая машина подходит для операций в черте города. Данные технологии не являются чем-то новым и прорывным, но в Сингапуре смогли добиться того, что их новый беспилотник V15 в состоянии взлетать или садиться на движущийся беспилотный наземный автомобиль. Таким образом два беспилотника могут работать в тандеме. Такое решение и его перспективы для использования в городских боях уже вызывает более пристальное внимание со стороны коллег по цеху из США и Израиля.
Конкуренция со стороны китайских дронов
США начали зарубежное применение своих ударных беспилотников в 2001 году, открыв новую страницу в военном деле. Помимо США вне пределов своих стран ударные беспилотники применяют только Великобритания (с 2007 года) и Израиль. Китайцы вошли в игру в 2014 году, а первые зарубежные удары проведены их машинами CH-3 в 2015 году в Нигерии. Китайские ударные дроны сегодня активно используют в ВВС Ирака для ударов по исламистам, и в Багдаде очень довольны работой китайских машин.
Как отмечают в Пентагоне, в 2015 году в Китае был создан специальный Комитет по науке, технологиям и индустриальному развитию национальной обороны, а в 2016 году Центральный военный комитет Китая создал еще одну Комиссию по науке и технологиям. Эти структуры призваны обеспечить интеграцию гражданских и военных технологий и дать рост технологиям двойного назначения. В 2016 году глава Китая Си Цзиньпин заявил, что военным следует уделять особое внимание развитию стратегических передовых технологий для вооруженных сил. Китайское общество должно стать инновационно ориентированным. В 2016 году в рамках пятилетнего плана (2016-2020) были обозначены и направления, на которых следовало сосредоточить усилия военному комплексу. Они включали в себя и работу над автоматизацией, робототехникой, авиацией и искусственным интеллектом.
В 2011 году, по данным министерства обороны Тайваня и института "Проект 2049", базирующегося в Вашингтоне "мозгового центра", который занимается вопросами безопасности Азии и Тихоокеанского региона, только у ВВС Китая было уже 280 воздушных беспилотников. К 2012 году их количество уже как минимум удвоилось. Сейчас количество ударных беспилотников в Китае никто не берется предсказать. А 7 апреля 2015 года американское министерство обороны опубликовало свой очередной ежегодный доклад для Конгресса США о развитии вооруженных сил и безопасности в Китае. В докладе сообщалось, что с 2014 по 2023 годы в мире будет произведено 41 800 беспилотных систем и мир потратит на их закупку 10,5 млрд долларов. Китайский производитель AVIC займет нишу в 5,76 млрд долларов, а американская компания Northrop Grumman только 2,58 млрд долларов.
На сегодняшний день Китай продает военные дроны уже как минимум 9 странам. Цена ударных машин позволяет Китаю занять нишу на тех рынках, где страны не могут себе позволить приобретать дорогие американские или израильские БПЛА или им не позволяют приобрести дроны по политическим причинам. Бум использования китайских дронов ожидается и на рынке разведывательных дронов. Главную угрозу китайских БПЛА эксперты пока видят не в их военном применении против США, стран Запада, Израиля или Японии, а в бесконтрольном наполнении рынка Третьего мира бесчисленными роями дешевых китайских военных дронов самого разного назначения, а потом и ударными машинами.
Интересно развиваются события и вокруг "Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ)". Согласно этому неофициальному и добровольному договору, ведущие страны ограничивают в том числе и экспорт беспилотников, способных доставить груз весом более 500 кг на расстояние более 300 км. В октябре 2017 года в Дублине прошла встреча стран-участников соглашения о РКРТ. На этой встрече США предложили пересмотреть условия и технические критерии нераспространения беспилотных систем, что позволило бы США нарастить экспорт своей военной продукции в этой области. США недовольны тем, что Китай и Израиль занимают рынок военных беспилотников, вытесняя американцев, и поэтому не хотели бы связывать себе руки старыми условиями РКРТ. Сегодня ударные дроны США продает только Великобритании и Италии. Австралия на подходе. Индия просит о продаже ударных машин, но США пока не приняли положительного решения.
Помимо Китая на рынок ударных дронов выходит Турция, Индия, Иран. Еще с десяток стран разрабатывают свои ударные машины. В ближайших планах появление ударного беспилотника и у России. В прессе последние годы то и дело мелькают новости, что в воздухе могут появиться такие российские ударные машины как "Орион" компании "Кронштадт", и что Объединенное конструкторское бюро Симонова и холдинг "Сухой" ведут работы по созданию ударных дронов "Зеница" и "Охотник-У".
Глобальный рынок военных дронов становится все более насыщенным, разнообразным и перспективным. "Гонка беспилотников" только начинается.