Статьи

Спасти премьера Нетаньяху: что стоит за признанием США Голанских высот израильскими

Спасти премьера Нетаньяху: что стоит за признанием США Голанских высот израильскими

Дональд Трамп официально признал Голанские высоты территорией Израиля — он подписал указ, согласно которому США будут считать эти оккупированные в ходе войны Израилем земли его неотъемлемой частью. Так он еще раз подтвердил свой статус самого произральского президента Америки за всю историю. В мире расценили этот шаг как нарушение международного права, в ООН по-прежнему считают эту территорию аннексированной. Малек Дудаков объясняет, почему рассматриваемый уже долгое время в Белом доме вопрос Голанских высот оказался на повестке дня именно сейчас и какое значение это будет иметь в напряженной предвыборной гонке за места в Кнессете.

Нулевая легитимность 

Армия ЦАХАЛа оккупировала Голанские высоты — важную с тактической точки зрения возвышенность на границе между Израилем и Сирией — в ходе шестидневной войны 1967 года. Территориальное завоевание Израиля не было признано никем — ни Америкой, ни Европой, ни Советским Союзом, ни тем более странами арабского мира. Однако уверенно победивший в конфликте Израиль не особенно нуждался в международном признании, пока сохранял военное преимущество над Сирией и другими соседними с ней государствами.


В 1981 году израильский Кнессет принял официальный закон о вхождении территории Голанских высот в состав страны. Он имел юридический статус только в рамках самого Израиля. Как раз в тот же год Совбез ООН утвердил резолюцию, в которой подчеркнул "нулевую легитимность израильской власти над Голанскими высотами". Ее, кстати, поддержал тогдашний президент США Рональд Рейган, который оставался преданным сторонником Израиля во всех остальных вопросах.

Трамп подписывает документ о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Нетаньяху отреагировал на это словами: "У Израиля никогда не было лучшего друга, чем Вы"

Через 30 лет Барак Обама в статусе новоиспеченного президента попытается "окончательно разрешить" вопрос принадлежности Голанских высот. Его стратегия о заключении постоянного мира между арабскими странами и Израилем включала в себя пункт о выводе израильских войск с Голанских высот. В этом заключался и приземленный американский интерес: мирный договор Израиля и Сирии, а затем и Ливана мог существенно сократить влияние Ирана в регионе. Биньямин Нетаньяху провел несколько раундов тайных переговоров с представителями правительства Башара Асада в Вашингтоне. Однако они так и не смогли прийти даже к предварительным договоренностям, а уже через несколько месяцев в Сирии началась "арабская весна", положившая конец дипломатическим потугам Обамы.

В ходе гражданской войны территория вокруг Голанских высот очень долгое время удерживалась силами оппозиции. Власти Сирии неоднократно обвиняли Израиль в тайном финансировании и поддержке этой самой оппозиции и в том, что он передавал ей через Голанские высоты оружие и боеприпасы. Лишь летом 2018 года в ходе молниеносной и эффектной южной кампании сирийская армия вернула под свой контроль границу с Израилем. Впрочем, по требованию Тель-Авива ей пришлось не допускать иранские военные патрули до приграничной зоны с Голанскими высотами. Их присутствие рассматривается Израилем как постоянная угроза национальной безопасности.

Вид на Голанские высоты

Каждый год Генассамблея ООН почти в полном составе принимает символическую резолюцию с осуждением оккупации Голанских высот. В прошлом ноябре США впервые не стали воздерживаться от голосования, а отдали свой голос против такой резолюции. Тогда же впервые пошли разговоры о возможном изменении позиции США по этому вопросу. Госдепартамент в начале года убрал из своего отчета о состоянии прав человека пометку об "оккупации" Голанских высот и сектора Газа. Теперь эти зоны просто называются подконтрольными правительству Израиля.

Все для Израиля

Решимость Трампа в признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами подтвердил и госсекретарь Майк Помпео, который как раз провел конец марта в турне по Ближнему Востоку. Для Помпео главным обоснованием позиции сохранения контроля Израиля над высотами являются те жертвы и потери, которые понесли евреи в ходе шестидневной войны. Это можно было бы назвать каким-то новым словом в международном праве, если бы не понятный контекст слов Помпео. Израиль выиграл в той войне, и Голанские высоты с сектором Газа — приз победителя.

Действия президента по Голанским высотам — это признание реального положения дел на местах и ситуации в области безопасности, необходимой для защиты израильского государства. Это так просто... Это в полной мере соответствует реальному положению дел на местах, фактам на местах... Соединенные Штаты — это сила добра в регионе, наши намерения благородны. Решение, принятое президентом, расширит возможности для стабильности на Ближнем Востоке. 

В общем и целом позиция Белого дома оказалась совсем не удивительной, особенно если иметь в виду тот произраильский настрой, который доминирует в президентской администрации Трампа. За последние два года он официально признал Иерусалим столицей Израиля, а также перенес туда посольство США и в значительной мере сократил гуманитарную помощь Палестинской автономии. Не так давно республиканцы в Конгрессе под эгидой команды Трампа приняли резолюцию, запрещающую правительству США сотрудничать с антиизраильскими организациями, уличенными в кампании бойкота еврейского государства.

Операция по спасению Нетаньяху

Но сейчас у администрации Трампа появилась и вполне себе сиюминутная задача — поддержать политические позиции Нетаньяху и партии "Ликуд". 9 апреля состоятся выборы в Кнессет, на которых впервые за очень длительное время "Ликуд" и ее союзники могут потерять большинство мест. Нетаньяху до сих пор остается самым популярным кандидатом в премьер-министры, но над его головой висят уже три уголовных расследования по делам о коррупции и вмешательстве в редакционную политику нескольких СМИ.

Нетаньяху — важнейший союзник Трампа на международной арене и, пожалуй, самый близкий к нему по взглядам политик из мировых лидеров. Поражение Нетаньяху и приход к власти, например, Бенни Ганца — лидера бело-голубой коалиции центристских партий — почти наверняка ухудшит нынешние отношения Вашингтона и Тель-Авива. Не потому что Ганц будет пытаться заигрывать с демократами или как-то критиковать Трампа. Он в день пресс-конференции в Белом доме выступил на съезде консервативного Американо-израильского комитета по общественным связям, видимо, пытаясь как-то перебить информационный фон вокруг Голанских высот. Просто вряд ли Ганц сможет обеспечить тот же высочайший уровень личных отношений, которые за два года сформировались между действующими главами США и Израиля.

Биньямин Нетаньяху с супругой, зять Трампа и его главный советник Джаред Кушнер с Иванкой Трамп (справа)

Миссия "спасения премьера Нетаньяху" для Трампа и его советников ясна и понятна. Трамп видит очевидную схожесть ситуации в Вашингтоне и Тель-Авиве. На лидеров двух стран, консервативных политиков, объявлена "охота на ведьм" со стороны либеральных прокуроров и прессы. У Трампа — обвинения в "сговоре с Россией", у Нетаньяху — в коррупции (генпрокурор Израиля обвиняет Нетаньяху в коррупции, мошенничестве и обмане общественного доверия - прим.). Конечно, уголовное расследование в отношении Нетаньяху гораздо серьезнее: все-таки он очень давно находится у власти, наверняка успел много чего провернуть. А Трамп же, наоборот, сейчас на волне избавления от своих главных юридических проблем. Ведь буквально на днях спецпрокурор Роберт Мюллер завершил свое расследование "Рашагейта" и полностью оправдал американского президента. Тема импичмента, на который неоднократно намекали, ушла из обихода. 

Указ Трампа носит символический характер, он не повлияет на мнение международного сообщества или ООН. Но это важная победа Нетаньяху — практически историческая. Премьер Израиля добился того, что все непризнанные территории под контролем еврейского государства официально признаны Америкой его частью. Нетаньяху в очередной раз показал себя мастером дипломатии и эффективным переговорщиком в отношениях с США.

Находясь на подиуме вместе с Трампом в Белом доме, Нетаньяху доказал, что он лучший (возможно, единственный) израильский политик, который может договориться с Трампом, укрепить отношения двух стран и добиться успехов для Израиля. В условиях, когда шансы Трампа на переизбрание на второй срок существенно поднялись (в экономике все благополучно, расследование Мюллера завершилось, а демократы продолжают грызться между собой), именно такой премьер Израилю и нужен, как бы говорит Нетаньяху.