В Кемеровской области объявлен трехдневный траур. При пожаре в торговом центре "Зимняя вишня" погибли 64 человека. В воскресенье пожар начался на верхнем этаже с детскими игровыми комнатами и кинотеатром. Огонь быстро распространился по помещениям - не сработала сигнализация, не было системы пожаротушения. Посетители выбирались сами, как могли, - выпрыгивали из окон, забирались на крышу. Десятки людей оказались в плену - были закрыты двери в кинозал и проходы к выходам. Следователи завели несколько уголовных дел, они переданы в центральный аппарат СК. Люди несут цветы и игрушки в память о погибших. Платон Беседин размышляет о том, что привело к трагическому исходу.
Ненавижу торговые центры. И теперь буду ненавидеть их еще больше. Торговый центр – это символ мира, погрязшего в потребительском зле. Мира, где все перемешано. Мира, у которого стерли идентичность. А еще мира обманчивого – того, что внушает ложное ощущение безопасности и доступности. Ты можешь получить все и сразу, в одном месте, в шаговой доступности. Но это ложь. Ты – в плену бетонной клетки. Картинка красивая, но за ней – дешевые материалы с дешевыми развлечениями. "Мир как супермаркет", писал Уэльбек. Все можно купить, все можно получить. Но правильнее "мир как торговый центр". И развлечься, и ногти сделать, и фильм посмотреть, и поесть. Ради чего?
Я ненавижу торговые центры, но, к несчастью, мне приходится в них бывать. И когда я попадаю в мир суетящихся людей, рекламы и бесконечных полок, мне становится страшно. Я чувствую себя в бетонной ловушке, которая поглощает и мое тело, и мой разум. Почему так? Я думал об этом. И полагаю, что все дело в воздухе. В торговых центрах всегда особенно гадкий воздух - химический, спертый, удушающий. Нет нормальной вентиляции, а материалы, из которых все это сделано, как правило, не отвечают стандартам.
Строят торговые центры зачастую на скорую руку. Это ведь очень выгодно: слепить коробку из дешевых материалов в кратчайшие сроки, не заботясь о безопасности, и воткнуть туда все что можно, чтобы заработать. Вот и вся система.
Раньше здания таких размеров разрабатывали умные люди. Долго выверяли каждую деталь. Теперь ничего этого нет. Торговые центры возводят, как ларьки в 90-х. На каждом шагу. Приезжает бригада, собирает коробку, точно конструктор: пластик, стекло, арматура – готово. Посмотрите, как быстро появляются эти огромные коробки. Они заполонили все. И только в искривленном потреблением обществе торговые центры могли стать центрами семейного отдыха. Это болезнь глубинная.
И ключевое – вопрос безопасности. Ей не уделяют должного внимания. Или не уделяют вообще. Когда тут? И то, что случилось в Кемерово в торговом центре "Зимняя вишня", – не форс-мажор, не чрезвычайное происшествие, а логичное следствие ненасытности в потреблении, жажды наживы, следствие вранья и коррупции. Горящий торговый центр – это символ крушения иллюзии потребительского рая, иллюзии безопасности и развлечения. Вот только, Господи, почему он не мог сгореть дотла без людей? Чтобы другие люди задумались.
Ведь у нас постоянно случается подобное. Вспомните "Хромую лошадь" в Перми. Или 17 человек, погибших в марте 2015 года в казанском торговом комплексе "Адмирал". Или сгоревший крытый строительный рынок "Синдика" в Подмосковье. Одна цифра: только за 2017 год зафиксировано 10 крупных пожаров в торговых центрах (в Орле, Москве, Астрахани, Оренбурге и др.).
То, что произошло, не снимут ни в одном фильме ужасов. Оно больше всего напоминает 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда горели башни-близнецы. Разверзшийся ад – штамп, но здесь он более чем уместен. Дети заживо горели в кинотеатре, в котором закрыли двери. Люди прыгали из окон и молили о помощи. Люди горели заживо и умирали от едкого дыма. А вместе с ними погибали животные из зоопарка на третьем этаже торгового центра. Так выглядит современный апокалипсис. И мало кого можно было спасти, потому что многое в этом проклятом торговом центре изначально сделали неправильно. Они предусмотрели, как развлекать, но не как помогать.
И есть еще один важный момент. Одна из причин трагедии в Кемерово – это проблема закрытых дверей. Они у нас заперты везде: и на вокзалах, и в учреждениях (еще Ильф и Петров писали об этом). Люди, даже если захотят вырваться, сделать этого не смогут.
Что можно сделать теперь? Объявить траур (сделали). Помочь материально семьям погибших (выделят по миллиону рублей), хотя это никогда не компенсирует утраты. А дальше – нужно разбираться, шаг за шагом. Разбираться в том, что было не так. Надо привлечь к уголовной ответственности всех тех, кто имел отношение к возведению проклятого торгового центра - от застройщиков до чиновников, выдавших разрешение и принимавших работы. Никто не должен уйти от ответственности. Сейчас задержаны арендатор помещения и глава компании, которая обслуживала торговый центр. Задержана и хозяйка торгового центра. Но она лишь подставное лицо.
Да, разбирательство начато. Но есть серьезные риски, что пройдет оно как обычно: найдут крайнего – и взвалят на него весь груз ответственности. Однако привлечь необходимо и подрядчика, и главного по пожарной безопасности, и кемеровских чиновников. Ведь не проверяли торговый центр пожарные надзорные органы из-за того, что относился он к малому бизнесу. А как гигантский торговый центр могли приписать к малому бизнесу? Повторяю: важно наказать – наказать показательно каждого, кто причастен к трагедии.
Но и этого мало. Важно полностью пересмотреть подход к возведению торговых центров в России. Они не должны появляться с такой скоростью и столь массово – каждый торговый центр должен получать особое разрешение, проходить несколько уровней проверки. А после должны осуществляться еженедельные проверки. Застройщикам надо усложнить процесс получения документов, а хозяев торговых центров - обложить куда большими налогами. Гонка за наживой должна быть прекращена. Мы не можем пожертвовать еще сотнями, тысячами жизней из-за того, что торгаши и чиновники решили обогатиться. Смерть торговым центрам! Но не смерть людям.
И я очень надеюсь, что когда-нибудь, если мы не умрем в мире антиутопии от мусора и ядерной войны, торговые центры будут уничтожены в принципе. На их месте возникнут парки и зеленые зоны. И ходить за покупками мы вновь станем на рынки, где с людьми можно хотя бы общаться. А фильмы будем смотреть в кинотеатрах, которые раньше строили как произведения искусства. Да, это мечта, но у нее есть основание, потому что всему свое место и свое время. Есть куда более интересные и правильные места для семейного отдыха.
Любой торговый центр с супермаркетами, бутиками, зоопарками, кинотеатрами - это Вавилонская башня. Но стремится она не в небо, а в самые низменные глубины – туда, где глупость и алчность. И любая Вавилонская башня падает. Это неизбежно. Таков закон.
И мы можем подождать новых жутких случаев (они будут), а можем сделать выводы прямо сейчас. Когда же мы задумаемся о новых бетонных монстрах, то должны лепить их как можно меньше, подходить к их строительству с куда большей ответственностью. Проверять каждое помещение, каждый материал. Да, это утопия, но другого пути нет. Иначе новая адская Вавилонская башня погребет жертвы под своими обугленными обломками.