Политика

Экс-сотрудник Госдепа назвал США беззащитными перед угрозой китайских санкций

Экс-сотрудник Госдепа назвал США беззащитными перед угрозой китайских санкций

Бывший специалист Госдепартамента США по вопросам санкционной политики Питер Харрелл опубликовал в блоге на сайте агентства Reuters текст, в котором утверждает, что если раньше Соединенные Штаты вводили ограничения против других стран, то теперь наступила пора, когда они сами вынуждены защищаться от потенциальных санкций.

«Недавняя угроза Китая ввести санкции в отношении американских оборонных компаний, которые продают оружие Тайваню, не должна стать сюрпризом для должностных лиц или корпораций США: Вашингтон накладывает такие ограничения в течение многих лет. Это был лишь вопрос времени», — пишет Харрелл.

Специалист полагает, что независимо от того, исполнит ли Китай свою угрозу, Вашингтон должен быть готов к новым реалиям, в которых США должны будут сами защищаться от санкций, а не только их вводить.

За идеей Китая спроецировать подход США в сфере санкционной политики стоит стремление заставить американские компании сделать выбор между торговлей оружием с Тайванем и доступом к китайской экономике, которая превышает тайваньскую почти в 20 раз. Даже учитывая, что США не торгуют с Китаем продукцией оборонного значения, многие американские оборонные подрядчики продают Пекину гражданские пассажирские самолеты, запчасти для авиации и другую гражданскую технику.

Угрожая США санкциями, Китай официально меняет свою позицию. Ранее в Пекине много лет утверждали, что лишь санкции, одобренные Советом Безопасности ООН, являются законными. Тем не менее, на практике Китай и ранее не придерживался этой политики: например, в 2012 году он в одностороннем порядке ограничивал импорт фруктов и овощей из Филиппин в качестве аргумента в споре о Южно-Китайском море.

Китайские политики понимают, что растущая экономическая и финансовая мощь Пекина заставляет американцев с большим вниманием относиться к его угрозам. Для США КНР является одним из важнейших партнеров: такие компании, как Wal-Mart, Apple, MasterCard и Starbucks «делают» по меньшей мере 10% своей выручки в Китае.

Другие страны, в том числе и Россия, тоже начали оценивать области, в которых могут оказать экономическое давление на Вашингтон и его союзников.

«Американские чиновники должны начать систематически планировать "санкционную оборону". В то время, как у США есть мощные аналитические механизмы для разработки новых санкций против зарубежных целей, анализу собственных уязвимостей уделяется очень мало внимания. Это должно быть изменено. Быстро», — пишет Харрелл о способах противостоять Китаю и другим крупным игрокам на мировой арене.