Общество

Эксперты ЭИСИ отметили кадровый и идейный кризис в КПРФ

Эксперты ЭИСИ отметили кадровый и идейный кризис в КПРФ

25 ноября на площадке пресс-центра МИА "Россия сегодня" ведущие российские эксперты приняли участие в круглом столе ЭИСИ на тему: "КПРФ-2021: кадровый и идейный кризис". На встрече обсудили причины кадрового и идейного кризиса в КПРФ, а также спрогнозировали, как последние скандалы отразятся на восприятии партии избирателями. Модератором встречи выступил директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин.

"Идеологически партия создала свою отдельную реальность, которая не пересекается с действительностью. В этой информационной реальности она и живет. Когда ты радикально критикуешь меры, ты не можешь остановиться и сказать своим сторонникам, что вчера меры были плохие, а сегодня они уже хорошие. Критиковать уже нужно до конца", — сказал политический обозреватель радиостанции "Говорит Москва" Александр Асафов.

Коммунистическая партия РФ — правая консервативная партия, ничего общего с левыми движениями она не имеет. Это сообщество "неких начальников", которые "черпают образы из прошлого", любят "дорогие аристократические увлечения", а "коммунистами называются по ошибке". Такое мнение высказал руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.

"Сейчас у всех на слуху охотничий скандал с депутатом от КПРФ Валерием Рашкиным. Если левый европейский депутат незаконно убьет лося, то его незамедлительно выгонят из парламента и партии, поскольку подобное времяпрепровождение идет вразрез с идеями о защите прав рабочего класса и борьбе с олигархами. Но КПРФ старается Рашкина защищать. Во всем мире левые партии выступают в пользу запрета охоты. Такое развлечение — удел аристократов, богатых и праздных людей. Они ради собственного удовольствия берут ружье и идут в лес убивать беззащитных животных", — пояснил эксперт.

Директор Института новейших государств Алексей Мартынова высказал мнение о том, что КПРФ находится в данный момент в "мировоззренческом тупике". 

"Дело не только в Рашкине, а в партии, в которую превращается КПРФ. КПРФ — старейшая партия, называемая себя наследием КПСС, но, конечно же, никакого марксизма там давно уже нет. В 1996 году был важный момент для коммунистов, когда Зюганов договорился с администрацией президента отказаться отстаивать тот результат, который он получил на выборах в 1996 году. Они этим до сих пор гордятся, хотя я не знаю, чем тут гордиться. Они приняли на себя комфортную роль условной оппозиции. Деградируя за счет такой инерционной позиции, они превратились в то, во что они превратились. Никаких марксистских идей, в которые они сами верят, там нет", — заключил он.

Политолог Анна Федорова поделилась мнением о взаимодействии КПРФ с антиваксерами с точки зрения цельной психологии. По словам Анны, в любые кризисные времена происходит актуализация самых иррациональных страхов в общественном сознании. Появляются городские легенды, люди начинают бояться невообразимых вещей. В ковидное время тоже произошла актуализация архаических элементов. Людей в этом винить не нужно, так работает общественное сознание. Самый большой спрос с политиков и представителей авторитетных партий. У них есть два варианта: людей можно успокоить, показать пример или же присоединиться к этим мифам и страхам, привлечь на свою сторону испуганных людей.

"КПРФ фактически превратилась в машину по производству фейков о тех самых иррациональных мифах. Люди им верят, ведь целая политическая партия подтверждает их страхи. Такое паразитирование на человеческих страхах — самое худшее, что может быть. Это не позиция зрелых политиков. Фактически они работают не на объединение, а на раскол общества", — рассказала она.

Доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета Сергей Шмидт напомнил коллегам историю бывшего губернатора Иркутской области С. Г. Левченко, убившего спящего медведя, для того, чтобы сравнить ситуацию с убийством лося Валерием Рашкиным. По его мнению, если сравнивать эти две охотничьи истории с лосем и с медведем, КПРФ в целом будет искать выходы на создание культа нового мученика Валерия Рашкина, поскольку в Иркутской области культ персонального мученичества, который был у Сергея Левченко, созидается коммунистами прямо на глазах. 

"Больше всего раздражает в этих барских охотах, судя по данным фокус-групп, которые проводились в Иркутской области, не столько жалость и любовь к животным, сколько сама стилистика дворянской барской охоты, этого бессмысленного, но красивого дорогостоящего времяпрепровождения, она и напрягает граждан и избирателей. На фокус-группах люди рассказывали о своем разочаровании в коммунистическом губернаторе, во многом из-за истории с убийством медведя в берлоге. Эта была главная причина разочарования, и она звучала очень часто, так что Валерию Рашкину и КПРФ я бы в этом смысле не позавидовал", — добавил он.