В Школе современной пьесы 24 ноября состоялся финал конкурса "Театр без границ" — совместного проекта Федерации креативных индустрий и V фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры". Лауреаты получили гранты на реализацию представленных эскизов. Призовой фонд составил 3 миллиона рублей. "Лаборатория" прошла в рамках проекта "Сцена будущего" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
"Театр без границ" — первый и единственный в России проект, цель которого — обновление формы и содержания современного искусства на основе кросс-индустриального взаимодействия.
В рамках лаборатории участники создавали эскизы будущих постановок нового формата вне привычной сцены-коробки. Спектакли-экскурсии, перформансы под водой, цифровой театр — конкурсанты предлагали революционные идеи, в реализации которых им помогали представители различных культурных индустрий: специалисты в области моды, звука, архитектуры и др. Участие в конкурсе приняли молодые режиссеры и студенты творческих вузов.
Конкурс проходил в несколько этапов. В лонг-лист вошли 15 участников, затем был сформирован шорт-лист из семи человек, и, наконец, были определены трое победителей.
Обладателем главного приза — 1 миллиона 200 тысяч рублей на воплощение представленной постановки — стал Артем Галушин. Он представил спектакль-инсталляцию "К." по мотивам романа Франца Кафки "Замок" и рассказа "Превращение". Это своего рода театрализованный музей с экспонатами, которые наполнены историей жизни писателя и его героя.
Серебряным призером стала Елена Ненашева и ее перформанс "Тело", на реализацию которого в качестве награды организаторы предоставили грант в размере 1 миллиона рублей. Этот проект — попытка замедлиться и обратить внимание на абсолютное чудо природы — человеческое тело. Какую роль оно играет в нашей культуре? Как устроено? Как влияет на нашу жизнь? Как мы взаимодействуем с собой и другими? Над такого рода вопросами предлагает задуматься эта постановка.
Бронза — у Элины Куликовой. На воплощение сенситивного спектакля "Синете" она получила в качестве приза 800 тысяч рублей. Ее проект — это чувственный эксперимент. Главными компонентами постановки выступают запахи, вкусы и тактильные ощущения.
Церемонию награждения провели генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов и арт-директора фестиваля "Уроки режиссуры" Ольга Егошина и Марина Токарева.
"Мы получили много новых открытий, много новых театральных имен. Произошел прорыв, и очень радостно, что он случился именно в этих стенах Школы драматического искусства — театра, освященного именем Гротовского, который делал Анатолий Васильев. Гений места явно помогал участникам в их творческих поисках. Все семь проектов достойны того, чтобы жить и развиваться. И я надеюсь, мы будем продолжать", — сказала во вступительном слове Ольга Егошина — театровед, доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ.
Также в финале "Театра без границ" приняли участие: Олег Билик и его проект о музыке пространства "Архитектура звука"; Мария Зелинская и документальный тревел-спектакль "Не отпускай меня" о пропавших людях, о работе поисковых отрядов и спасателях; Александра Ловянникова и ее постановка-квест, полная фокусов и чудес, место действия которой — библиотека; Илья Харланов, представивший спектакль на стыке музыкального искусства и видеомэппинга, — философское размышление о главных вопросах бытия в формате медитативного визуально-звукового перформанса.
Среди партнеров конкурса Faces&Laces, Mutabor, Фестиваль Moscow Music Week, Hello.IO, Raduga Design, Fashion Hub, Dreamlaser.
Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов рассказал о значимости проекта для ФКИ. "Театр без границ дает возможность исследовать и обкатать формат кросс-индустриальных конкурсов-лабораторий. Одно из направлений в работе с креативными индустриями, которое необходимо существенно усилить, — развитие практики проектного взаимодействия представителей разных КИ. Этот вектор деятельности для нас так же важен, как взаимодействие с государством и развитие региональной инфраструктуры", — отметил он.