Телеведущий Владимир Познер в интервью КП поделился мнением о том, как отразилось крепостное право на менталитете россиян и в чем выражается сейчас.
Журналист сравнил ситуацию с крепостным правом в России с рабством в США и отметил, что там и там люди находились в неволе столь длительное время, что это прочно закрепилось в их сознании на поколения вперед.
Проблема [рабства] для США очень тяжелая. Ей больше 400 лет, 250 из них черные люди были рабами, это много поколений. И рабское сознание, эта психология переходит, на мой взгляд, на генный уровень. "Я ни за что не отвечаю, отвечает хозяин, он дает мне указания, и я выполняю". И когда ты говоришь этим людям: все, вы свободны, как говорили нашим крестьянам, когда их освобождали от крепостного права, многие отвечали: барин, не надо, куда я денусь, как мне жить?
Крепостное право в России Познер считает тем же рабством.
Мы не импортировали рабов. Мы сделали рабов из собственного народа. Ведь крепостное право — это, конечно, рабство. Барин не имел права убивать, но продавать, сечь и все прочее — сколько угодно. А крепостные — это подавляющее большинство населения России. Думаю, такое отношение к барину у нас существует и сегодня: все равно он мне как отец, сечет, не сечет, но он главный человек.
Журналист привел в качестве примера свой разговор с водителем, который припарковался в неположенном месте и "ждал шефа".
Если бы он сказал не "шефа жду", а "барина жду", это было бы правильно. Так и есть. Барин до сих пор существует. И отношение, что не я отвечаю, а они отвечают. И если у нас что-то не в порядке, то не я должен это исправлять, а какие-то "они" там. Убежден, что отсутствие, если угодно, гражданского чувства ответственности, — это наследие прошлого.
Ранее Познер уже говорил, что считает православие и крепостное право главными проблемами России.