В ОП РФ предложили МВД оформить активистов "Стопхама" и движения "Лев против" как общественных дружинников. Они борются против неправильной парковки, с алкоголем и курением в общественных местах, но крайне изощренно. За последний месяц активисты спровоцировали несколько конфликтов в центре Москвы, отбирая у прохожих алкогольные напитки и применяя перцовые баллончики. Дмитрий Лекух — о сути и опасности таких движений.
Теплым пятничным летним вечером на одной из площадей столицы в присутствии специально приглашенных многочисленных демократических журналистов и прочих оппозиционных правозащитников группа лиц старательно и целеустремленно разжигала ненависть к государственной власти Российской Федерации. Причем делала это именно от лица государственной власти и даже в сопровождении бойцов ОМОН.
Так активисты движения "Лев против" в очередной раз пришли наводить порядок на Хохловскую площадь, расположенную между Покровским и Чистопрудным бульварами, с недавних пор называемую москвичами "Ямой". Там когда-то собирались строить подземный паркинг, но, поскольку в процессе строительства были обнаружены уникальные фрагменты стены Белого города, строительство прекратили. Площадь сделали двухуровневой, вокруг артефакта для удобства построили ступенчатый амфитеатр. Чтоб фрагмент стены не разрушался, его обработали специальным составом, а площадку вокруг выложили быстро сохнущим покрытием, хорошо пропускающим воду.
Осенью 2017 года амфитеатр, отстроенный КБ "Стрелка" по поручению столичных властей и немедленно прозванный "ямой", зажил своей жизнью, став одним из центров тусовочной жизни Москвы, где многие пьют (справедливости ради, в основном вино, а не водку, и не в самых больших количествах), общаются, знакомятся.
Словом, живут своей обычной неформальной жизнью, не всем, возможно, симпатичной, но вполне характерной для молодежи, обитающей в гигантском мегаполисе. Да, не всегда совсем уж законопослушной (ничего хорошего в открытом употреблении алкоголя в общественных местах нет), но относительно тихой. И вот, чтобы помешать массовому распитию в общественном месте, эту несчастную "Яму" облюбовали "активисты прокремлевского движения".
Вместе с ними на площадь приехал, как они утверждают, "прикомандированный к ним" ОМОН, который задерживал и уводил в автозаки людей с открытыми бутылками. Необходимо отметить, что наличие ОМОНа там было вполне оправданным, потому как, если рядом не оказывается силовиков, то несогласных с представлениями о борьбе с алкоголем и никотином "Львы против" просто бьют.
Точнее, нет, не просто. А бьют от лица государственной власти Российской Федерации. С соответствующими вербальными пожеланиями, которые потом старательно выкладывают в сеть и которые я не могу воспроизвести из-за обилия запрещенной к тиражированию лексики. Достаточно много таких роликов в сети после подобных рейдов выкладывается – сюрприз! – и разного рода "демократической прессой", которую "Львы против" старательно оповещают о времени каждой своей новой акции. Лучшего повода для раскачки становящейся все более аполитичной столичной молодежи и придумать нельзя.
Что тут особенно важно понимать: я вообще не уверен, что участники движений типа "Лев против" действительно "прокремлевские активисты". Да, там есть какие-то гранты, но это скорее говорит о некоторой небрезгливости персонажей из соответствующих управленческих молодежных структур. Точно таким же получателем гранта, к примеру, вплоть до отъезда в демократическую украинскую Одессу была Мария Гайдар. Я уж не говорю о печально знаменитой "графине Паниной-Мерлен", которая не только подрабатывала официальным спикером на молодежных провластных мероприятиях, но даже публично грозила советнику подмосковного губернатора Марине Юденич гневом Кремля.
Это просто иллюстрация того, что подобные явления не стоит рассматривать как прокремлевские по определению: очень часто эти цветы жизни цветут и сами по себе, без учета особенностей внешнего финансирования.
Я отнюдь не против наведения порядка с употреблением алкоголя и табакокурением в общественных местах. Образовавшаяся "Яма" в этом смысле место, скажем так, пограничное — порядок там поддерживать необходимо. Просто власть не имеет права делегировать какие-либо государственные, властные полномочия, включая "право на наведения порядка" и "право на применение насилия", даже самым исключительным по моральным характеристикам гражданским активистам. Кстати, до моральных высот гражданственности этим бакланам чуть подалее, чем до той же Луны.
Когда Михаил Лазутин (создатель проекта "Лев против" - прим.) постоянно говорит, не отрицая нанесение побоев не подчиняющимся требованиям гражданам, что "насилие — это необходимая оборона", то все прекрасно понимают, что человек, мягко говоря, лукавит: самообороной, когда ты сам пристаешь к не знакомым людям, это являться не может никак. На Украине "титушек" воспитывали вообще целенаправленно, и они там действовавшей власти вообще никак не помогли, в "час Ч" просто разбежавшись в поисках новых источников финансирования и продемонстрировав всем, что это не проект, а самый настоящий тупик.
Идеология, активно пропагандируемая вот такими вот "провластными активистами", как правило, едва ли не прямо противоположна официальной позиции Кремля. Достаточно просто сравнить официально заявляемые позиции. Но зато эта идеология полностью соответствует тому образу "кремлевской тирании", непрерывно вмешивающейся даже в частную жизнь абсолютно аполитичных людей, который старательно лепит Кремлю в виде ярлыка наша "демократическая" оппозиция. Когда молодому человеку, пусть ведущему не совсем здоровый образ жизни, присылают в печень со словами "а это тебе лично от Путина", "кремлевской пропагандой" это трудно назвать. Даже несмотря на вот такую браваду Лазутина в интервью порталу "Лайф":
Журналист: Минуточку, а какое вы на это право имеете?
М.Л.: Если бы мы право на это не имели, меня бы хотя бы раз уже привлекли.
Все эти несистемные активисты как демократического, так и патриотического толка суть производные одного и того же ублюдочного "креативного меньшинства", активно противопоставляющего себя остальным гражданам и присваивающего себе в целях "исправления быдла" права, которые делегированы не им, а государству.
Персонажи же из структур, подобных скандальному "Стопхаму" ("Лев против" — это его клон и наследник), реализуя свои материальные и нематериальные гешефты, вызываемую ими ненависть заведомо перекладывают на государственную власть. Цель у них не консолидация общества, а его раскол — в данном случае, по поведенческому или поколенческому признаку. Они по определению деструктивны.
Идеология тут может быть вообще какой угодно — от защиты демократических, патриотических ценностей или борьбы с пьянством вплоть до уборки мусора, защиты редких видов насекомых или правильности в выращивании фикусов. Повод тут принципиально не важен. Роль гражданского общества — это консолидация вокруг какой-либо повестки и вовлечение в дискуссию, иногда жесткую, других заинтересованных игроков, включая государственную власть. А если вместо консолидации гражданам проповедуют раскол на правильных и неправильных — неважно, по какому принципу, но с последующей властью правильных, — то это уже не гражданская позиция, а партийная политическая программа (напомним, "партия" — это изначально по определению производная от латинского pars — "часть"), причем в данном случае вполне себе с элементами статьи 282 УК РФ: "разжигание ненависти и вражды". И мы в данном случае имеем дело ни с какими не гражданскими активистами, а обычным политическим мясом, занимающимся дестабилизацией общественной жизни страны с целью извлечения личного политического или, что еще хуже, финансового гешефта.