Статьи

Секретное дело: кто и как превратил основателей "Спартака" в террористов

Секретное дело: кто и как превратил основателей "Спартака" в террористов

Федеральная служба безопасности частично рассекретила материалы дела братьев Старостиных – известных футболистов и популяризаторов массового спорта в СССР, обвиненных в покушении на Сталина и подготовке терактов на Красной площади. Основатель московского футбольного клуба "Спартак" Николай Старостин и трое его братьев, игравших в команде, были приговорены к лагерям. Но в 1955 г. дело было пересмотрено, осужденных реабилитировали. Ruposters разбирается в этой истории и рассказывает, как новые документы изменили представление о том, что произошло. 

Старые вопросы

Дело братьев Старостиных, основателей и первых игроков спортивного общества "Спартак", было засекречено на 75 лет с момента окончания следствия. По запросу исследователей правозащитного центра "Мемориал"* Федеральная служба безопасности раскрыла для общественности первые два тома. Остальные тома выдадут только в 2019 году.

Судя по всему, мы не узнаем чего-то сверх того, что нам уже известно из открытых источников и мемуаров причастных к делу. Более того, некоторые фигуранты, в том числе сам Николай Старостин, дожили до развала Советского Союза и смогли в подробностях пересказать события тех дней. Однако материалы дела помогут ответить на два главных вопроса, которые интересующиеся футболом задавали более 70 лет. 

Первый вопрос: как все началось? Еще в 1937 году по указу НКВД №000477 были арестованы 11 друзей и знакомых братьев Старостиных. Первый арестованный, судья и руководитель футбольного клуба "Локомотив" Виктор Рябоконь, на первом же допросе сознался, что Старостины готовили террористический акт на Красной площади во время парада. Все допросы оканчивались одной и той же фразой:

Во время парада на Красной площади должны выйти три вооруженных террористических группы. Причем сначала выстрелы должны были быть направлены в Сталина, а потом в остальных. Но не было оружия, кто-то не пришел, поэтому покушение не удалось совершить.

Сотрудник "Мемориала"* Сергей Бондаренко считает, что такие одинаковые выводы могли быть получены только под пытками, в частности - в результате избиения. Некоторым чекисты не давали спать много дней.

Второй вопрос: каким образом дело переквалифицировали из теракта и покушения на секретаря ЦК в мошенничество? Уже сейчас сотрудникам НКО известно, что из материалов дела в середине 1938 года исчезли все упоминания Старостиных, что может означать только одно: у футболистов был высокопоставленный покровитель. У исследователей есть несколько кандидатур, в частности сам Александр Косарев, секретарь ЦК ВЛКСМ, под патронажем которого и появился "Спартак". Нельзя исключать и некоторого снисхождения со стороны Лаврентия Берии, который как раз в это же время сменил на посту главы НКВД Николая Ежова, которого арестовали и позже расстреляли. На волне "бериевской амнистии" отпустили спартаковского бегуна Григория Пужного и бывшего футболиста Леонида Геека.

Первый состав футбольного клуба "Спартак", 1935

Еще многое предстоит выяснить, однако многие детали, а также факт странного спасения Николая Старостина Василием Сталиным уже давно известны. Разберем историю поподробнее.

Профессиональные любители

Футбол в Советском Союзе, кажется, родился и развивался вместе с Николаем Старостиным. Он играл в футбол с детства, еще при царской власти вступив в РГО "Сокол" в возрасте 15 лет. Революция ненадолго расстроила его планы стать профессиональным спортсменом. Лишь через 4 года он смог снова заняться любимым делом: в 1921 году друзья позвали его возглавить футбольную команду Московского спортивного кружка, чуть позже получившего названия "Красная Пресня".

Слева-направо, сверху-вниз: Александр, Николай, Андрей и Петр Старостины

В Советской России спорт развивался почти так же, как и на Западе: каждая команда "прикреплялась" к какому-то заводу или организации, получая от своих покровителей бюджеты на развитие. Иметь команду было и престижно, и полезно. Спортсмены поначалу были реальными работниками тех же заводов, но по мере развития спортивных дисциплин многие члены кружков начали лишь номинально числиться электросварщиками, пекарями и работниками мясных комбинатов, все больше погружаясь в мир профессионального спорта. Государство не поощряло такую ситуацию (профессионального "буржуазного" спорта с гонорарами в СССР официально не существовало), но некоторое время закрывало на это глаза.

В 1926 году Старостину удалось пристроить свою "Красную Пресню" под опеку к Профсоюзу продовольственных работников, из-за чего его команду называли "Пищевиками" и "Дукатом". Через десять лет новосозданная команда "Спартак" уже играла перед самим Сталиным на Красной площади. Старостину удалось с помощью своего друга, секретаря Коммунистического союза молодежи Александра Косарева, создать мощную команду.

По ночам, когда на площади прекращалось движение, сотни три спартаковских спортсменов, от самых юных до самых знаменитых, брали в руки сапожные иглы, метров по десять прочного шпагата и, ползая на коленях, сшивали одну войлочную пластину с другой. Мы обязаны были к утру скатывать ковер, чтобы он не мешал дневному проезду автомобилей (по Красной площади ходил транспорт – прим.). Медленно, трудно, но дело шло, - писал об этой показательной игре перед Сталиным Старостин.

Сталин после игры подтвердил: "Хорошо играли". Но сам вождь не любил футбол из-за большого налета западничества. Зато игра нравилась многим сотрудникам ЦК, а также Берии. "Спартак" стал ездить за рубеж на игры европейских коммунистических ячеек в Антверпен и Париж, постоянно возвращаясь оттуда с победами. Сталин хоть и не любил игру, но достижений требовал все равно.

Афиша товарищеского матча со сборной басков

В 1937 году в СССР приехала сборная испанской Басконии. Она разгромила любимцев Берии "Динамо" (причем всех – и тбилисских, и московских, и киевских футболистов), расправилась с "Локомотивом". Лишь "Спартак" сумел устоять и порвать испанцев – 6:2. Говорят, впрочем, что без хитрости не обошлось: победу удалось вырвать благодаря банкету перед игрой и утомительными экскурсиями.

Николай был тренером, его брат Александр - первым капитаном команды, Андрей и Петр - игроками "Спартака".

Фатальная переигровка

В 1938-39 годах "Спартак" оформил золотой дубль, став чемпионом СССР во второй раз подряд. Однако повторно стать чемпионами им удалось не с первой попытки. В первый раз "Спартак" и тбилисское "Динамо" сошлись в полуфинале, спартаковцы победили со счетом 1:0. Руководство грузинской команды посчитало, что мяч был забит нечестно, и попыталось добиться переигровки полуфинала, но футбольный союз отклонил протест. "Спартак" уехал на финал в Ленинград и выиграл у местного "Сталинца".

Через несколько дней спартаковцы узнали, что решение о переигровке полуфинала каким-то образом все же было принято. Общественное подозрение пало на Берию, явно симпатизирующего подведомственному "Динамо", хотя непосредственное поручение о переигровке дал секретарь ЦК Жданов. "Спартак" в итоге все равно победил (3:2) "Динамо", но эта встреча стала единственным случаем переигровки полуфинала уже после финала.

Я почувствовал, что Берия мне этого не простит. Я знал, что мне предстоит долгая поездка, - написал Николай Старостин.

Тогда же начались первые аресты членов спортивного общества "Спартак". В 1939 г. уже был выдан ордер на арест двух братьев – Николая и Андрея, но Молотов ордер не подписал -  якобы из-за дружбы его дочки с дочерью Старостина (обеих девочек звали Светланами). Дело затянулось из-за начала Второй мировой. В 1942 году Маленков дал добро на разгром "Спартака".

Затянувшиеся репрессии

В июле 1937 года Сталин вызвал Косарева и спросил, почему комсомол не выявляет у себя врагов народа. Косарев ответил, что в комсомольских рядах врагов не наблюдается. Сталину такой ответ не понравился. С этого момента и начинаются гонения на Косарева, считает футбольный историк Юрий Кошель. Спартаковцев не встретили на вокзале после победы в Испании, чему они сильно удивились. А потом начались обыски, длившиеся до 1943 года.

Футбол на Красной площади

Обвинение НКВД строилось на предположении, что Старостин и его команда готовили теракт на Красной площади. Во время одного из физкультурных парадов они должны были начать стрелять в руководителей страны и толпу, так как поддерживали фашистов. Как писал в мемуарах Николай, обвинение посыпалось из-за фотографии машины 1937 года. Дело в том, что в документах значилось, будто бы футболисты должны были стрелять из машины в виде огромной бутсы. Но проблема для следствия заключалась в том, что самого Старостина и главных фигурантов дела в машине не было, но зато там сидели сотрудники НКВД, один из которых был водителем. Признать, что у них под носом должен был случиться теракт, чекисты не могли.

Тогда следствие начало подгонять под дело другие статьи – мошенничество, пропаганду буржуазных ценностей и т.д. Старостину вменялось хищение вагона мануфактуры и выторговывание отсрочки от мобилизации для футболистов – за колбасу, водку, шубы и все то, что можно было найти у спонсоров команды - "Промкооперации".

В сети можно найти множество записей якобы Николая Старостина, высказывающего в приватных беседах с женой профашистские мысли, но подлинность их установить невозможно, тем более что к делу они приобщены не были. Судили Старостиных не за то. Да и выглядят эти переговоры уж очень наигранно:

Старостин: Немцы займут Москву, Ленинград. Занятие этих центров — это конец большевизму, ликвидация советской власти и создание нового порядка. Большевистская идея, которая вовлекла меня в партию в 1929 году, к настоящему времени полностью выветрилась, от нее не осталось и следа.
Старостин: 11-й день наступления немцев, ну, через недельку они будут здесь. Нам надо поторопиться с квартирой и завтра все оформить. Если брать комнаты, то только у евреев, потому что они больше не приедут сюда.
Жена: Голицыно находится в 10 километрах от Москвы, Лялечка (дочка Старостина) идет учить немецкий язык, я тоже поучусь, а то немцы придут, а я и говорить не умею...
Старостин: Да, жизнь наступает интересная
Жена: Была интересная в 1917 году, боролись за жизнь, а теперь уничтожают все.
Старостин: А что тогда было интересного?
Жена: Свержение царизма.
Старостин: А сейчас идет свержение коммунизма.
Жена: Скорее бы...

Рядовой сотрудник "Спартака" поведал следователям, что Николай Старостин испытывал симпатию к формату организации соревнований по легкой атлетике в Финляндии. Они де повышали интерес у зрителей. Следствие повернуло эту информацию таким образом, что Николай стал пропагандистом "буржуазного отношения" к спорту.

Старостиным дали 10 лет лагерей. Некоторых из их подельников, арестованных раньше, расстреляли, другие получили по 12 лет. Но Николай Старостин до ГУЛАГа не доехал.

Амурский тренер

Косарева расстреляли, а в ноябре 1943 года Старостины и их жены оказались в различных лагерях. Николай попал в тюрьму под Ухтой. И тут ему повезло: начальник генерал-лейтенант Бурдаков заметил его футбольные способности, определив на место тренера ухтинского "Динамо". Соревновательный элемент был даже там – начальникам тюрем было престижно иметь карманные команды. Через год его перевели на лесоповал (по требованию Берии, но это слухи). Проработал там он недолго – в результате махинаций с возрастом ему удалось перевестись в другой лагерь под Хабаровском.

Андрея Старостина отправили в Инту. На фото - его записи тех лет

Однако до местного лагеря он не доехал, оставшись жить чуть ли не на вокзале Комсомольска-на-Амуре, в гараже Амурлага. Он провел там почти два года.

- Одевайтесь, вас требует срочно к телефону Сталин, - разбудили ночью 1948 года Николая Старостина.

Оказалось, что его присутствия требовал сын Сталина Василий, страстный поклонник футбола. Старостин думал, что у него галлюцинации.

- Николай Петрович, ну что они вас там до сих пор держат? Посадили-то попусту, это же ясно. Но вы не отчаивайтесь, мы здесь ведем за вас борьбу, - прозвучало в трубке.
- Да я не отчаиваюсь, - осторожно ответил Старостин. За такой разговор ему могли спокойно накинуть еще десяточку.

Вскоре он жил уже как царь, насколько это было возможно в его ситуации. Ему было позволено перемещаться по городу совершенно свободно, он жил двумя жизнями, общался по телефону с оставшимися в Москве коллегами, обсуждая произошедшее в мире футбола за последние 4 года, к нему приехала семья. Формально Старостин даже устроился на работу на местный завод. И чуть позже переехал в Алма-Ату в местный "Динамо".

Разрешение на выезд в Москву Николаю Старостину

Через некоторое время Старостина забрали в Москву. Была, правда, одна проблема: по приговору у него в паспорте стоял штамп "-16", означавший запрет на проживание в 16 крупнейших городах страны. В итоге Старостин был вынужден жить в особняке на Гоголевском бульваре у Василия Сталина и фактически спать с ним в одной кровати.

Даже спали на одной широченной кровати, - свидетельствовал знаменитый футбольный тренер. – Причем засыпал Василий Иосифович, непременно положив под подушку пистолет. Только когда уезжал в Кремль, я оставался в окружении адъютантов. Им было приказано: "Старостина никуда одного не пускать!" Несколько раз мне все-таки удавалось усыпить бдительность охраны и незамеченным выйти из дома. Но я сразу обращал внимание на двух субъектов, сидящих в сквере напротив, вид которых не оставлял сомнений в том, что и Берия по-прежнему интересуется моей особой. Приходилось возвращаться в крепость.

Как писал Старостин, они с ним "были обречены на неразлучность", ездили в штаб ВВС и на дачу, а также на тренировки личной команды Сталина, сформированной из военных в годы Великой Отечественной. Ради этого Василий и "выписал" себе уникального тренера. И мог позволить – фамилия и генеральские погоны открывали любые замки. Про клуб ВВС ходили байки, что Сталин забирал в команду лучших, посему ВВС расшифровывали как "Взяли Всех Спортсменов" или "Взяли Весь Спартак".

Откуда у Сталина была такая внезапная любовь к Старостину? Об этом знал тогда только сам Василий и Николай. Еще в 30-х годах в конно-спортивной школе "Спартака" верховой ездой занимался худощавый парень по имени Вася Волков. Только Старостин знал, что фамилия у Васи ненастоящая. Так и познакомились.

После смерти Сталина и уничтожения Берии Старостин и вышедшие к тому моменту родственники подали апелляции, которые Хрущев удовлетворил. Приговоры были отменены. Старостин вскоре вернулся на место директора "Спартака".

Братья тоже выжили в лагерях благодаря футболу: организовывая спортивные кружки, выторговывая тем самым себе послабления, работая массажистами. После освобождения Андрей стал начальником сборной СССР, Александр Старостин – председателем федерации футбола РСФСР. Только Петр не стал возвращаться к спорту, сосредоточившись на научной карьере сына.

P.S.: Притча о братьях Старостиных

Выступала как-то спартаковская команда за рубежом. Местный журналист решил записать ее состав. Поинтересовался:

— Кто играет правым защитником?

— Старостин.

— Центральным полузащитником?

— Старостин.

— А рядом с ним кто?

— Старостин.

— Правый край?

— Старостин.

— Понял, — сказал он. Старостин — это по-русски "футболист".

  • * организация-иноагент, внесенная Министерством юстиции РФ в список иностранных агентов