Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба призвал руководство Североатлантического альянса принять "политическое решение", которое либо определит график вступления Украины в блок непосредственно на летнем саммите НАТО в Вильнюсе, либо обяжет Запад представить его до конца 2023 года. В противном случае организация будет опозорена, написал украинский дипломат в статье для издания Foreign Affairs.
В материале Кулеба подчеркнул, что Киев не ставит под сомнение важность текущей поддержки Украины Западом, однако у страны и лично главы МИД есть опасения относительно более долгосрочной стратегии НАТО по Украине. В частности, в Киеве переживают, не окажется ли эта стратегия слишком осторожной.
Глава внешнеполитического ведомства добавил, что партнерам Украины следует рассматривать страну не только как того, кто "является проблемой", но и как преимущество для самого Североатлантического альянса. В боях с Россией, считает он, Украина защищает восточный фланг НАТО и приобретает ценный опыт, который может быть интересен европейским армиям, не имеющим практического опыта столь масштабных боевых действий.
"Было бы целесообразно, чтобы члены НАТО решили, какие именно гарантии безопасности они хотят предложить Украине сейчас, до вступления, и какие из этих гарантий будут продолжать действовать после того, как Украина станет членом НАТО (кроме тех, которые закреплены в Североатлантическом договоре). Если НАТО не решится на действия в Вильнюсе, то продолжит нести позор Бухареста. Пора действовать. Украине нужен НАТО, а НАТО нужна Украина", – резюмировал Кулеба.
Украина подала заявку на ускоренное вступление в НАТО в конце сентября 2022 года. Технически она не может сейчас вступить в альянс как страна, на территории которой продолжается вооруженный конфликт. Это запрещено уставом блока. Для вступления потребуется согласие всех членов объединения, что может стать проблемой, как это произошло в случае Швеции, против присоединения которой выступила Турция. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, для Киева главной задачей сейчас является сохранение себя как независимого государства, а не вступление в Североатлантический альянс.