Мнение

Наши в Донбассе: что означает выдача российских паспортов жителям ДНР и ЛНР

Наши в Донбассе: что означает выдача российских паспортов жителям ДНР и ЛНР

Президент России Владимир Путин упростил процедуру предоставления российского гражданства жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Их заявления будут рассматриваться не дольше трех месяцев. Решение принято для "защиты прав и свобод человека и гражданина". В МИД заявили, что де-факто люди там уже стали жителями России. Платон Беседин — о том, что это значит для России и Донбасса. 

Указ о выдаче российских паспортов жителям Донецкой и Луганской народных республик подписан. Долгожданный указ. И в этом случае это не просто слова. За ними — кровь и мечты миллионов людей. Тех, кто был разделен тонкой, но крепкой нитью границы, хотя по сути всегда являлся одним целым.

Новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский заявил, что для территорий ЛДНР амнистии и особого статуса не будет. Минские соглашения не выполняются и выполняться вряд ли будут (тем нелепее, что после подписания указа о них вспомнили на Украине). Федерализации страны не предвидится. Киев не допустил жителей Донбасса к выборам президента, отняв у них избирательное право. Как и с Крымом, Украина решила вновь показать, что свои, как декларировалось, люди ей не нужны. И Владимир Путин подписал указ. Москва и Киев долго пытались договариваться, но — тщетно. И, судя по шагу Кремля, надежды на новую украинскую власть в урегулировании конфликта в Донбассе нет.

Реакция Запада на это решение предсказуема. 

США осуждают сегодняшнее решение президента Путина об ускоренном предоставлении российского гражданства украинцам, проживающим в контролируемой Россией восточной Украине. Россия этой крайне провокационной акцией усиливает атаку на суверенитет и территориальную целостность Украины, — написала в Twitter представитель госдепартамента Морган Ортагус. 

Но давление Запада на нас во всех сферах и без того колоссально. Ждать послабления, независимо от решений по Донбассу, не приходится. Они бы и без того что-нибудь да придумали, хотя, казалось бы, куда еще...

Украина ожидаема впала в истерику. Ее уходящий президент Петр Порошенко заявил: 

Это очередное беспрецедентное вмешательство России во внутренние дела независимого государства, грубое нарушение суверенитета Украины и полное попрание своих обязательств в рамках Минских договоренностей. Попытка оправдать и легитимизировать военное присутствие России на оккупированной территории. Москва снова перешла красные линии, открыто и нагло торпедирует мирный процесс в Донбассе.

"Мирный процесс" — правда ли, Петр Алексеевич? Не вы ли от него столь усердно все пять лет отнекивались? Вторит власти прошлой и власть будущая. В частности, в штабе Владимира Зеленского полагают, что этим указом Россия признала свою ответственность в качестве "государства-оккупанта": 

Эти действия являются еще одним наглядным подтверждением для мирового сообщества настоящей роли России как государства-агрессора, которое ведет против Украины войну. К сожалению, этот указ не приближает нас к решению основной задачи — прекращению огня.

Да? К власти в Киеве приходят новые лица, а почему мантры старые? Однако тут показательна не столько реакция официальных лиц, сколько, скажем так, простых людей и общественников. Вот, например, волонтер Мирослав Гай полагает, что указ Владимира Путина — еще один шаг в уничтожении Украины. 

Я смотрю, нас готовят к расчленению Украины уже стахановскими темпами. Осталось только "перестать стрелять", — припоминает он фразу только что избранного Владимира Зеленского. 

И в целом этот комментарий наиболее точно отражает настроения на Украине. При этом примечательно, что, как и раньше, они видят источник проблем и решений не в себе, а вовне. Винят Россию и требуют новых санкций по отношению к России от Запада. И в подтверждение слов Верховная рада принимает закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", который делает его обязательным и единственным в образовании, культуре и т.д. Прямо-таки титанические усилия предприняты для интеграции русского Донбасса.

Роль указа колоссальна. Жители Донбасса смогут получить российский социальный пакет. Не идеальный, но намного лучше того, что есть в ЛДНР. Старики обретут адекватные пенсии. Жители Донбасса наконец станут нормально перемещаться по территории России. У них, надеюсь и верю, появится работа — не та, что считается идеальной за 15 тысяч рублей в месяц. Донбасс умеет трудиться, и теперь задача каждого в России — помочь людям в этом.

А что дает это решение России? Самое очевидное — два миллиона русских людей, решающих демографическую проблему, способных работать с пониманием дела. Мы ведь много говорим о том, что у нас не хватает кадров, а потому приходится латать дыры выходцами из той же Средней Азии. Теперь, дай Бог, в Москву, Липецк, Волгоград, Хабаровск, другие города поедут наши, родные.

Однако указ о предоставлении российского гражданства жителям Донбасса нельзя рассматривать сугубо с практических позиций. Здесь речь идет о воссоединении. Я приехал в Донецк в апреле 2014 года. Только-только ополченцы заняли административные здания. И я до сих пор помню бородатого человека, окруженного, как минимум, двумя десятками людей — в основном женщинами. Все они спрашивали, когда мы наконец будем с Россией. А бородатый объяснял, что прямо сейчас это невозможно. С той моей поездки прошло пять лет.

Путь был тернист и долог. Я приезжал в Луганск после тех событий и всякий раз на подъезде видел размашистую яркую надпись, что это русский город. Люди жили ожиданием того момента, когда они наконец станут частью России. Звучал лишь один вопрос: "Когда?". Теперь многое разрешилось. В это хочется верить. 

Но надо двигаться дальше. Снимать пошлины с донбасских товаров. Импортировать их в Россию. Создавать отдельные торговые площади именно для Донбасса. Один пример: я долго искал по рынкам и магазинам качественное детское белье — майки и трусы. Когда отыскал, хотел взять еще, но мне ответили: "Больше нет. Эти делались на Донбассе, а теперь поставки прекращены". Почему бы не возобновить поставки? Не возродить производство?

Ведь Донбасс — это не просто территория. У него на самом деле другая история и судьба, нежели у той же Абхазии и Приднестровья, с которыми сейчас проводят параллели. Донбасс восстал за русское и против антирусского. Восстал, потому что защищал справедливость. 15 000 убитых, разрушенная инфраструктура — люди заплатили слишком многим. И теперь мы ни в коем разе не должны подвести их.

Вчера мне писали десятки людей с Донбасса. Они говорили, по сути, одно: "Мы дождались". И женщина из Снежного, последние годы пребывавшая в отчаянии, написала: "У нас появился шанс".

И главное — указ, подписанный Владимиром Путиным, может спасти тысячи жизней. Потому что российское гражданство — это своего рода купол защиты для Донбасса. Таково справедливое решение в ответ на возникший запрос на справедливость. Оно призвано защитить права граждан, проживающих на этих территориях. 

Люди Донбасса гибнут — и на войне, и в условиях как бы мира. Указ о предоставлении им российского гражданства может остановить войну. Другие варианты, похоже, кончились.

Не знаю (наверное, в принципе мало кто знает), что будет дальше, как отзовется это решение. Тут многое будет зависеть и от внешних (ответного усиления давления Запада), и от внутренних (эффективной интеграции новых граждан) факторов. Но однозначно важную роль здесь должны сыграть простые россияне — помочь обустроиться, дать работу, совет, оказать помощь.

Но то — потом. А сейчас есть тихое, но ликование — не только в Донбассе, но и внутри каждого русского человека. Иначе быть и не может. Потому что это тот момент, когда пусть и осторожно, но можно сказать: "Русские своих не бросают".