Депутаты Госдумы одобрили во втором и третьем чтениях законопроект, который вводит запрет на использование электронного и дистанционного обучения в профессиональных образовательных программах медицинского и фармацевтического образования. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года, сообщает РБК.
Законопроект был принят единогласно, однако предусматривает исключения: дистанционные технологии будут возможны, если это предусмотрено федеральными образовательными стандартами или типовыми дополнительными профессиональными программами в сфере здравоохранения. Документ обязывает правительство до 1 сентября 2025 года определить виды учебной деятельности, объем дисциплин и способы применения дистанционных образовательных технологий, а также установить их предельные объемы. Эти данные будут представлены депутатам для дальнейшего контроля и уточнения норм.
Министерство здравоохранения полностью поддержало инициативу. Глава ведомства Михаил Мурашко отметил, что сложившаяся практика дистанционного обучения часто приводит к неудовлетворительной подготовке специалистов. Многие эксперты высказывают мнение, что дистанционные форматы обучения имеют свои плюсы, но в медицинском образовании они уступают очным формам подготовки. Директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета Минздрава Вера Никишина отметила, что студенты, находившиеся на дистанционном обучении, часто жалуются на его качество, хотя со временем удобство онлайн-формата стало приоритетным для многих из них. Тем не менее при аккредитации студентов, обучавшихся дистанционно, часто выявляются их значительные пробелы в освоении практических навыков.
Соглашается с этим и Павел Лопанчук, руководитель аккредитационного центра Пироговского университета. По его мнению, полный запрет на дистанционные технологии необоснован, но необходимы строгие ограничения их объема в образовательных программах. Он считает, что эти форматы могут быть полезны в повышении квалификации уже работающих специалистов, но не должны заменять полноценное и практико-ориентированное обучение.
Ректор Российского университета медицины Минздрава Олег Янушевич также считает недопустимой замену практической подготовки на дистанционные методы. Однако он подчеркнул важность использования цифровых технологий в рамках национальных проектов, таких как телемедицина, и предложил ограничить долю дистанционного обучения до 10% от общего времени учебной программы. Янушевич также обратил внимание на необходимость борьбы с недобросовестными образовательными организациями, которые предлагают дистанционные курсы без обеспечивающей базы.
Эксперты сходятся во мнении, что необходимо найти баланс между использованием современных технологий и сохранением качественной практической подготовки в медицине. Законопроект, по их мнению, направлен на защиту интересов пациентов и повышение уровня подготовки специалистов, однако его реализация требует дальнейших уточнений и контроля за качеством образовательных услуг.