Статьи

Атака стайного патриотизма: почему Серебряков и комики Comedy ее не заслужили

Атака стайного патриотизма: почему Серебряков и комики Comedy ее не заслужили

Внук генерала Карбышева потребовал возбудить уголовное дело из-за шутки в Comedy Woman. Извинения актрисы его не устроили, он ссылается на результаты психолого-лингвистической экспертизы, которая признала комедийный проект "частью исторической войны против России". Чуть ранее к ответу призвали актера Алексея Серебрякова, который обвинил Россию в развязывании войн. Хотя его позиция давно известна, его слова снова привлекли внимание и вызвали шквал негативных комментариев. Дмитрий Лекух — о чрезмерности патриотизма и о том, к чему приводит деление на рукопожатных и нет. 

Тут надо вспомнить классику русской драматургии — пьесу А.Н. Островского "Без вины виноватые". Меняются времена, меняются нравы, но история, придуманная великим русским драматургом о людях, далеко не всегда праведных, но симпатичных публике, продолжает иметь над этой реальностью какую-то странную власть. 

Шмага: Мы не виноваты, что вы не могли нас принять. Не в передней же нам ждать. Мы артисты, наше место в буфете…

Незнамов: Ну, поговорил — и будет. ... А где ж я, в моем звании, других-то возьму? Его, конечно, нельзя читать образцом нравственности; он не задумается за грош продать лучшего своего друга и благодетеля, но ведь, сколько мне известно, очень многие артисты не лишены этой слабости. Зато он имеет и неоцененные достоинства; он не зябнет в легком пальто в трескучие морозы, он не жалуется на голод, когда ему есть нечего, он не сердится, когда его ругают и даже бьют.

Собственно, это все, что надо знать о "главных скандалах" последнего времени — к примеру, о последнем высказывании актера Серебрякова и разнонаправленной в политическом плане, но одинаковой в неадекватности реакции на него. Актер в Канаде заявил, что Россия виновна в развязывании войн, а граждане вынуждены демонстрировать псевдопатриотизм и пересматривать историю. 

В конце концов, это далеко не первое подобное высказывание артиста Серебрякова. В прошлом году он назвал национальной идеей России хамство, силу и наглость, чем, так сказать, и вызвал зачем-то (о целях можно только догадываться) широкий общественный резонанс. А дальше-то что? Заслуживает ли общественной обструкции артист Серебряков?

В принципе, наверное, да: если у тебя есть рот, то это вовсе не значит, что им можно говорить всякие глупости. Заслуживает ли артист Серебряков такой запредельной травли, вплоть до требований взволнованной общественности на запрет на профессию? Увольте, не стоит оно того.

Во-первых, значение мнения довольно побитого временем артиста в общественно-политической жизни страны несколько преувеличено. Он всего лишь говорит то, что думает о нашей стране не он сам, а то немного непропорционально представленное в "элитах" крикливое "культурное меньшинство". Которое лично мне, к примеру, не нравится. Но оно тоже часть народа и оттого имеет право что-то эдакое говорить. А оставшаяся часть населения имеет столь же полное право посылать это "культурное меньшинство".

Да и фразу про то, что "артисты — сукины дети" давно придумали. Они это тоже сами про себя прекрасно понимают. И Серебряков понимает. 

"Зачем же мы слушаем профессионалов актерского цеха? Разве это может быть правильно? Приходите в театр и слушайте роли — и будет все уравновешено в этой жизни", — заявил по поводу выступления коллеги артист Дмитрий Дюжев. И был прав, просто потому, что знает, о чем говорит. Потому как если талантливый артист блестяще играет, к примеру, сложную, трагическую фигуру мечущегося интеллектуала, это вовсе не значит, что он сам мечущийся интеллектуал. Вполне возможно, что он и просто обычный злобный человек. С другой стороны, это и не значит, что блистательно сыгранная им роль стала хуже от личных качеств его характера и интеллекта. В этом случае важен исключительно его актерский талант.

Вторая история-хайп с Comedy Woman на самом деле еще смешнее. Вы реально верите, что артистка Наталья Медведева, допустившая глупую, как минимум, шутку о смерти генерала Карбышева реальный "коварный враг"? И что она сморозила эту пошлятину именно с целью память генерала Карбышева оскорбить? Ну, себя-то хотя бы не смешите.

Тот же Comedy Club, несмотря на то, что в его формате шутки преимущественно "ниже пояса", имеет в своем составе немало и тонких, умных представителей жанра stand-up. И неслучайно их шутки порой повторяет половина населения страны. Но при этом жанрово он все равно остается "ниже пояса" — у продукта такой формат. Но даже и на этом фоне, как маркетинговый продукт, нацеленный на определенную аудиторию, Comedy Woman суть нечто отдельное. По сути, это просто "хихикающие трусы", что отдельными сегментами аудитории воспринимается на ура, и на этом и зарабатываются деньги.

Как бы элементарное чувство уважения к собственному мозгу должно же как-то подсказать, что их сколько угодно можно укорять в пошлятине. Но нужно четко понимать, что они именно отнюдь не враги российской истории и государственности. Давайте все-таки как-то учиться отделять мух от котлет.

"Эксперты провели психолого-лингвистическую экспертизу шуток участниц популярного комедийного телешоу Comedy Woman. Она показала, что в диалогах содержатся оправдание фашизма, а также пошлость и антисоциальные ценности", - эта фраза из реального заключения смешит нормального человека даже больше, чем Евгений Петросян. "Психолого-лингвистическую экспертизу" шуток Comedy Woman? Вы серьезно?!

С удовольствием бы выслушал экспертов: моих двух высших образований не хватило, чтобы понять, что такое "антисоциальные ценности". Да и вообще хотелось бы просто хотя бы увидеть в лицо этих замечательных людей, способных провести экспертизу там, где нет предмета исследования, да еще потом попытаться использовать этот "документ" для возбуждения уголовного дела. 

Я понимаю, конечно, что все, включая внука легендарного генерала, "ловят хайп пока горячо", но, так уж случилось, мне в свое время написать несколько материалов о великом "красном военном инженере", который прославился далеко не только своей героической смертью. Дмитрий Михайлович был очень цельным человеком, человеком чести и войны, кавалером многочисленных наград как императорской, так и Красной армии. И, как поговаривают, был солидарен с фразой, приписываемой его противнику на Восточном фронте, адмиралу Колчаку, с которым был шапочно знаком до Революции, а в Гражданскую довольно успешно воевал: 

Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти. 

И мне как-то трудно представить боевого генерала, отстаивающего свою честь от покушений на нее девицы из кафе-шантан в суде.

Поэтому давайте все-таки держать себя в руках. Иначе как-то очень легко скатиться в тот самый поведенческий стереотип "либерального радикально-демократического болота" с его принципами рукопожатности и отвратительной стайности поведения. Ничего хорошего в этом нет — это одна и та же "технология оболванивания". Только по разным "целевым аудиториям". Мы все-таки достаточно сильный народ, чтобы иногда выслушивать и иную точку зрения от людей, которые нашу точку зрения очень активно не любят. Ну и что? Пусть высказываются. Жалко только, что они в последнее время исключительно какие-то пошловатые и уже совсем неинтересные глупости говорят. При этом прав был герой Островского: хоть артист и "не задумается за грош продать лучшего своего друга и благодетеля, зато имеет и неоцененные достоинства: он не зябнет в легком пальто в трескучие морозы, он не жалуется на голод, когда ему есть нечего, он не сердится, когда его ругают и даже бьют".