Статьи

С Бандерой под суд: в ЕС выводят проблему украинского национализма на новый уровень

С Бандерой под суд: в ЕС выводят проблему украинского национализма на новый уровень

Венгрия намерена последовательно и на разных уровнях поднимать вопрос о соблюдении прав нацменьшинств на Украине. Министр иностранных дел страны Петер Сийярто заявил, что тема будет обсуждаться в рамках ЕС, ОБСЕ, СЕ и ООН. В новую фазу противостояния с Украиной входит и Польша. Европейские страны решили вынести на международный уровень проблему украинского национализма. Дмитрий Родионов - о том, как в Европе отказываются потакать радикализации.

Речь идет, конечно, о пресловутом "законе об образовании", который фактически проводит украинизацию, ликвидируя все прочие языки.

Закон, очевидно, создан с целью окончательного выдавливания русского языка из гуманитарного пространства Украины - майданные власти все эти годы проводят последовательную политику вытеснения из страны всего, связанного с Россией. Однако бьет он и по языкам и многочисленных нацменьшинств, проживающих в основном на Западе Украины - на территориях, которые до Второй мировой войны принадлежали некоторым странам Восточной Европы. Страны эти не преминули выразить своего возмущения. Это прежде всего Польша, Венгрия и Румыния.

Негативную реакцию в Киеве решили "смягчить". В октябре министр образования Украины Лилия Гриневич заявила, что объем изучения родного языка и предметов на нем в украинских школах будет определяться отдельно для каждого национального меньшинства. Об этом она сказала на встрече с послом Болгарии - еще одной страны, встревоженной ущемлением прав нацменьшинств на Украине. Она предложила послу создать совместную группу для разработки учебного плана, обещала консультации перед внедрением нововведений. Судя по всему, болгары на том успокоились. 

Венгры оказались более последовательными: украинские парламентарии предлагали венгерским коллегам встретиться и обсудить ситуацию, но те отказались. Ситуацию пытался спасти министр иностранных дел Украины Павел Климкин, пообещав, что Киев может сделать исключение для языков стран-членов Евросоюза. Однако Будапешт требует юридических гарантий того, что закон будет скорректирован. 

И инструменты давления на Украину есть. Венгрия блокирует все инициативы Киева в рамках НАТО, в частности, она наложила вето на предложение провести саммит Украина-НАТО в декабре 2017 года. 

Киев, может, и рад был бы уступить, уж очень в ЕС и НАТО хочется, а Венгрия может на самом деле сильно осложнить процесс интеграции. Но проблема в том, что закон "об образовании", точнее об украинизации, нужен майданным властям элементарно для того, чтобы остаться властями.

Проукраинские пропагандисты любят повторять, что украинские руководители - сплошь респектабельные европейские политики, а крупнейшие правые партии в Раду просто не прошли. Однако надо быть слепым, чтобы не видеть, что президент, правительство и парламент не просто вынуждены прислушиваться к мнению "улицы", которая крайне радикализировалась после "Майдана", но и самим активно эту риторику использовать.

В интервью Deutsche Welle* спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер заявил, что большинство украинских политиков не являются крайне правыми националистами, но боятся, что их могут заподозрить в том, что они не борются за суверенитет и территориальную целостность государства.

Понятно, что сказано это для успокоения европейцев. Американцам наплевать на возрождение нацизма. Обратите внимание, они в унисон с Украиной каждый раз голосуют в ООН против предлагаемых Россией резолюций о необходимости борьбы с героизацией нацизма и противодействия современным формам расизма, расовой дискриминации и ксенофобии. Американцы не знают, что такое фашизм. А вот европейцы знают не понаслышке.

Европа изначально последовательно во всем выступала на стороне Украины. Ведь начать критиковать Украину означает фактически поддержать Россию, но что еще страшнее — признать собственные ошибки, признать провальным свое участие в проекте "Майдан", признать свою ответственность за то, что произошло с Украиной, за гражданскую войну. Понятно, что Европа будет до конца гнуть эту линию до тех пор, пока ее это непосредственно не коснется.

Впрочем, та же Венгрия, видимо, поняла, что шутки кончились, и дальнейшее заигрывание с агрессивным хуторянским нацизмом на Украине только для того, чтобы направить его против России, может закончиться тем же, чем заканчивались заигрывания Европы с Гитлером, когда та также пыталась направить германскую агрессию исключительно против СССР, закрывая глаза на любой беспредел.

И есть еще одна страна, которая хорошо понимает последствия. Польша.

Польша всегда считалась "адвокатом Украины". С самого начала активно поддержала "Майдан", поддерживала карательную операцию в Донбассе, все антироссийские инициативы украинской власти. Вот только ее не могло не беспокоить возрождение нацизма. Ведь кто как не Польша больше всех пострадал от него? В одной только Волынской резне погибло до ста тысяч человек.

Варшава с самого начала делала намеки Киеву, чтобы тот попридержал свои устремления возродить культ бандеровщины в самом оголтелом его виде. Сначала эти намеки были полупрозрачными, но по мере усиления возрождаемого на Украине культа намеки эти становились все отчетливее.

Поскольку в Киеве их слышать не хотели (впрочем, как я уже писал выше, просто не могли, ибо это лишало бы майданную власть поддержки "базового электората"), в Варшаве перешли от слов к делу.

Летом 2016 года сейм Польши признал Волынскую резню геноцидом и утвердил 11 июля Днем памяти жертв этих событий. В ответ в Киеве призвали признать геноцид украинцев со стороны поляков, начались осквернения польских памятников, Варшаве запретили проводить поиски убитых поляков.

В феврале 2017 года лидер правящей польской партии "Право и солидарность" Ярослав Качиньский однозначно заявил, что Украина с Бандерой в Евросоюз не войдет.

До этого мы сжимали зубы... Однако мы признали, что нас используют, что Украина достаточно беззаботно смотрит на эту проблему и исходит из расчета, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем — исторических или образовательных, — говорил осенью прошлого года глава МИД Польши Витольд Ващиковский. 

Он также заявлял, что Польша заблокирует потенциальное вступление Украины в Евросоюз, если Киев не решит исторические вопросы, связанные с личностью Бандеры.

Кроме того, он грозился рекомендовать польскому президенту не посещать Украину и пообещал запретить въезд в страну лицам, придерживающимся антипольской позиции. Антибандеровские "черные списки" пока не стали достоянием общественности, однако первый его фигурант уже известен. Это директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.

Возможно, кто-то в Киеве подумал, что политика Варшавы изменится, но зря. Новое правительство во главе с Матеушем Моравецким ясно дало понять, что продолжит прежнюю линию по борьбе с украинским нацизмом.

Одним из первых шагов стало решение внести в Совет безопасности ООН, непостоянным членом которого вместо покинувшей его Украины стала Польша, проект резолюции о геноциде поляков со стороны украинских националистов во время Второй мировой войны.

В документе говорится о необходимости активного пресечения восхваления нацизма, об укреплении принципов исторической справедливости и возложении на украинские власти "ответственности за преступления, совершенные украинскими националистами во время Второй мировой войны". Выражается "серьезная озабоченность в связи с тем, что украинское правительство поддерживает националистов, которые проводили этнические чистки во время Второй мировой войны". Кроме того, в проекте резолюции указано на такие факты, как легализация и восхваление неонацистских националистических организаций на Украине, рост их влияния в стране, в том числе на внутреннюю и внешнюю политику Украины.

Информация об этом появилась на сайте лидера общественного движения "Украинский выбор - Право народа" Виктора Медведчука и пока не подтверждается официально. Даже если представить, что это "фейк", то "фейк" очень правдоподобный.

Напомню, что новое польское правительство сразу же заявило о намерении продолжить требовать репараций от Германии. В этих условиях вполне понятно стремление Польши посильнее раздуть тему того, кто больше пострадал от фашизма, и "бандеровская карта" тут будет как нельзя кстати.

В проекте "антибандеровской" резолюции ключевое - необходимость возложения на украинские власти "ответственности за преступления, совершенные украинскими националистами во время Второй мировой войны".

Как пишет тот же Медведчук, принятие резолюции в предложенной форме означало бы прямое обвинение Украины в пособничестве нацизму и возложение на Киев ответственности за Волынскую резню 1943 года как прямого и признанного акта геноцида.

Вряд ли в Варшаве рассчитывают добиться каких-то выплат от нищего Киева. Им сейчас важно актуализировать тему, вывести войну по вопросам исторической памяти на международный уровень. И даже если резолюция окажется "фейком", сути дела это, как говорится, не меняет. 

Чем дольше Киев будет героизировать нацистов, чем больше он будет проводить открытую политику по дискриминации нацменьшинств (русских это, разумеется, не касается), тем острее будут ставить вопрос на международных площадках страны, которые еще вчера считались друзьями Украины.

  • * внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента