Россияне Владимир Безобразов и Владислав Кондалов вспомнили долгие месяцы заключения на Украине в интервью для совместного заявления Amnesty International* и Human Rights Watch о нарушении прав человека киевскими властями.
Безобразов, Кондалов и Сергей из ДНР, чья фамилия не разглашается, стали одними из последних освобожденных из неофициального заключения СБУ. Безобразов был арестован во время отдыха близ Одессы, после чего его заставили признаться в вербовке людей для ополченцев, пообещав освободить в результате обмена пленными. Кондалов действительно воевал на стороне ополчения и попал в плен, где ему угрожали отрезать руку бензопилой, пока, наконец, он не согласился принять участие в "обмене пленными".
Ни одного, ни другого после приговора суда не освободили: они были насильно похищены СБУ и содержались под стражей без связи с внешним миром. После выхода летом 2016 года доклада Amnesty International* о незаконных узниках украинских властей, мужчин вместе с Сергеем перевели из здания харьковского СБУ в небольшую базу в одноэтажном здании, где они провели еще месяц. После их перевода в сентябре украинские силовики организовали пресс-тур по харьковскому зданию в попытке опровергнуть заявления правозащитников.
На новом месте содержания они были заперты в маленькой комнате с забитым окном, были вынуждены звать охранников, чтобы сходить в туалет или использовать пластиковые бутылки. Воды давали сколько необходимо, в качестве еды приносили большое ведро овсяной каши, рассчитанное на три дня. Безобразов признается: "Этого было достаточно, чтобы выжить". Вскоре задержанных вновь перевели, на этот раз в здание бывшего санатория под Харьковом. Комната была с удобствами, но окна были забиты. Словам о скором освобождении заключенные уже не верили.
12 декабря троих заключенных с черными мешками на голове вывезли из санатория и, по словам Безобразова, везли целый день. Когда машина остановилась, с них сняли наручники и мешки, дали немного наличных денег в дорогу и, приказав лечь лицом к земле и оставаться в таком положении 20 минут, украинские силовики уехали.
"Мы понятия не имели, где они нас высадили. У нас не было документов, удостоверяющих личность. Мы не знали, что с нами будет. У меня были большие сомнения – мы могли наступить на мину в этом поле... Или кто-то мог ждать там с задачей застрелить нас – и забрать деньги, которые они нам дали, как способ заплатить этому человеку", — говорит Кондалов.
Оставшиеся без документов мужчины вскоре прибыли к поселку Новолуганское, который находился в серой зоне и имел как украинский, так и ДНР-овский блокпост. Сергей отправился в сторону самопровозглашенной республики, и после нескольких дней допросов его отправили на лечение в донецкую больницу. Россияне Безобразов и Кондалов провели ночь в подъезде поврежденного обстрелами многоэтажного дома, связавшись на утро с членами семей, которые организовали через правозащитников доставку бывших заключенных домой.
"Когда я вернулся [после почти двух лет тайного содержания под стражей], моему сыну не пять, а уже семь, он пошел в школу. Трудно с этим смириться. Он также волнуется, что я опять исчезну. Он звонит мне на мобильный по несколько раз на день, просто чтобы проверить. Он просыпается поздно ночью и, если меня нет дома, он будит свою бабушку и говорит, что папа исчез", — признается Безобразов.
Россияне отметили тяжкие последствия длительного заключения для здоровья. В первую очередь, пострадали зубы и желудочно-кишечный тракт. Безобразов провел в заключении 21 месяц, Кондалов — 7. Правозащитники повторно призывают Главного военного прокурора Украины провести быстрое, беспристрастное и эффективное расследование утверждений о тайном содержании под стражей со стороны СБУ и привлечь виновных к ответственности.
- * СМИ-иноагент