Украина рассчитывает на помощь Европейского союза в возвращении своих граждан, уехавших из страны после начала СВО. Как сообщает испанская газета El Pais, Украина предлагает партнерам сократить поддержку беженцев в качестве давления, а также собирается ограничить доступ к консульским услугам для мужчин призывного возраста. По данным ООН, за пределами Украины остаются около 6,7 млн граждан, однако общая численность украинцев за границей, включая мигрантов, переселившихся ранее, может превышать 10 млн человек.
Для работы над возвращением граждан недавно было создано Министерство национального единства, инициированное указом Владимира Зеленского. Одной из его задач стало взаимодействие с украинской диаспорой. Однако, как отмечает социолог Центра Разумкова Ольга Пищулина, конкретных механизмов или программ для возвращения беженцев пока не предложено. Она считает, что украинцы будут возвращаться на родину, только если смогут почувствовать себя в безопасности на Украине и если им будут предложены качественные системы образования и здравоохранения.
Другим препятствием для возвращения украинцев, по мнению исследователя Варшавского Вислинского университета Елены Бабаковой, служат высокие цены на жилье и распад семей вследствие длительного разделения. Эти факторы серьезно осложняют процесс реинтеграции. Одна из беженок, Александра Балясная, проживающая в Нидерландах, в беседе с El Pais призналась, что не планирует возвращаться, хотя она и сохраняет связь с Украиной, работая удаленно и помогая украинским беженцам. Большинство людей из ее окружения тоже не готовы вернуться.
Ситуация с украинскими беженцами также серьезно влияет на страны Европы. Германия, Польша и Чехия летом обратились к Евросоюзу с просьбой о дополнительной финансовой поддержке, поскольку на их территории проживает большая часть украинских переселенцев. Согласно данным Bild, опубликованным в ноябре, в Германии за 2023 год центры занятости не смогли трудоустроить ни одного украинского беженца, окончившего интеграционные курсы. На этом фоне ЕС сталкивается с вызовами по распределению ресурсов и разработке эффективных программ помощи как для прибывающих, так и для тех, кто решит вернуться.