Глава правительства Польши Матеуш Моравецкий дал поручение разобраться с ситуацией на польско-украинской границе, где из-за начавшей две недели назад забастовки местных перевозчиков сформировалась 50-километровая пробка из украинских грузовиков.
И.о. премьера поручил решить проблему министру транспорта и инфраструктуры страны Анджею Адамчику:
"Я попросил министра Адамчика о срочном вмешательстве. Я знаю, что министр Адамчик встречается с представителями транспортной отрасли, перевозчиков, а также с европейской стороной и украинской стороной".
Еврокомиссия, в свою очередь, решила в ситуацию не вмешиваться напрямую, лишь содействовать диалогу конфликтующих сторон.
"Наша задача — содействовать дискуссии между Польшей и Украиной", - сказал представитель ЕК Адальберт Янз, не уточнив, получили ли в Брюсселе письмо Украины с предложениями Польше урегулировать пограничный вопрос.
Забастовка польских перевозчиков
6 ноября польские перевозчики воплотили свои угрозы и заблокировали до 3 января три пропускных пункта на границе с Украиной: "Дорохуск — Ягодин", "Краковец — Корчова" и "Рава-Русская — Гребенне". 23 ноября к ним добавился КПП "Медика — Шегини". Протестующие пропускают только легковые автомобили, автобусы и грузовики, перевозящие животных или скоропортящиеся продукты. По разным данным, границу пересекают не больше четырех большегрузов в час, что уже стало причиной гигантских пробок — перед некоторыми КПП они превысили 50 км. Более того, за неполные 3 недели блокировки в пробках скончались уже два украинских водителя. По оценке Госпогранслужбы Украины, на границе скопилось почти 3 тысячи украинских грузовиков.
Протесты вызваны сложившимися на рынке перевозок условиями, в которых поляки проигрывают конкуренцию украинцам, предлагающим заметно более низкие цены на свои услуги. Одной из главных причин забастовки стало решение Брюсселя, принятое в июне 2022 года, разрешить украинским водителям совершать двусторонние и транзитные перевозки в страны ЕС без соответствующего разрешения и международного водительского удостоверения. В марте льготные условия продлили до 30 июня 2024 года. Инициаторы акции требуют вернуть систему разрешений для украинских коммерческих перевозчиков и приостановить действие лицензий для компаний, созданных на Украине после февраля 2022 года.
21 ноября к польским коллегам присоединились словацкие дальнобойщики, они заблокировали КПП "Вышне — Немецке" — один из двух погранпереходов на границе с Украиной. Там уже скопилась очередь из нескольких сотен грузовиков. Легковые машины и автобусы словаки пропускают без помех.