Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) до конца 2024 года начнёт поставки отечественных гражданских беспилотников для 150 федеральных и региональных компаний суммарно на 5 млрд рублей – такие цифры привёл телеграм-канал "Беспилот", ссылаясь на гендиректора ГТЛК Евгения Дитриха.
Выступая на форуме "Цифровая транспортация 2024", глава компании также говорил о необходимости разработки и внедрения в будущем программ для обработки информации, снятой с беспилотников. Но ключевой вопрос развития беспилотных авиасистем, по его словам, связан с разработкой сценариев их применения.
Важно научить заказчика думать шире, смотреть, где и как использование беспилотников может быть полезным, дешёвым, технологичным. Разработка таких сценариев дает производителю направление для развития технологической мысли – это, пожалуй, самая важная сегодня история.
При этом участники рынка отмечают проблемы высокой стоимости и локализации беспилотников. Гендиректор ООО "Геоскан Москва" Павел Степанов заметил, что перед отраслью стоит большое количество вызовов в части погружения в национальный проект.
Для производителей рост объёма заказа напрямую отражается с возможностью производства, обеспечения комплектующими, максимальной локализации, снижения стоимости. Мы должны двигаться в сторону доступности беспилотника для пользователя. В перспективе он не должен стоить слишком дорого, чтобы маленькая компания могла позволить себе использовать его в коммерческих проектах.
Многие компании стремятся к тому, чтобы уровень локализации превышал 70%. Есть команды, которые занимаются этой задачей и ведут кооперацию с инженерными службами. Тренд в этом направлении будет развиваться дальше, считает председатель консультативного совета АО "Эколибри" Алексей Рогозин, но есть и проблемы.
В России нет ни одного серийного аппарата в категории тяжёлых беспилотников с взлётной массой выше 30 кг. Тем не менее ситуация меняется на глазах. Благодаря национальному проекту, запущен ряд мер государственной поддержки, которые стимулируют создание новых производств. Однако пока не созданы грузовые маршруты, на которых бы летали аппараты категории больших беспилотников. Не созданы полноценные авиакомпании, которые могли бы их эксплуатировать.
При этом деньги в отрасль пошли, начали появляться профессиональные команды, которые умеют читать нормы лётной годности и работать по ним. Начали работать инструменты господдержки – такие, как сквозные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), субсидии на сертификацию. В связи с этим пора создавать создавать гибридную связь для беспилотников, говорит гендиректор "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.
Учитывая, что территория нашей страны покрыта сотовой связью чуть более, чем на 20%, должны появиться спутниковые каналы передачи данных или спутниковая связь для подвижных объектов. Это ещё один элемент концепции "гибридная связь", которая включает каналы прямой радиовидимости, сотовую связь.
Для развития отрасли необходимы спутниковые каналы, и это должны быть не лабораторные образцы, а промышленное применение, подтверждает "Беспилот". В таком случае будет развиваться и беспилотная грузовая доставка, и мониторинг протяжённых объектов инфраструктуры.