Власти Украины, ведущие военные действия против собственного народа, утверждают, что Россия является агрессором в конфликте на Юго-Востоке. В таком случае, удивительно, почему население Юго-Востока ищет защиты и укрытия не у украинского «освободителя», а у российского «агрессора». В результате на границы России наблюдается приток огромного количества беженцев. По предварительным оценкам, речь идет уже о сотнях тысяч граждан Украины. Это настоящая гуманитарная катастрофа, прецедентов которой не было в современной истории России. В то же время, Президент РФ подписывает закон об упрощенном получении гражданства лицами, являющимися квалифицированными специалистами, инвесторами, а также лицами, признанными носителями русского языка.
В апреле 2014 года был принят закон, упрощающий прием в гражданство лиц, являющихся носителями русского языка.
Какое развитие получит ситуация с беженцами в связи с принятием этих законов? Для начала напомню, что беженцем в соответствии со ст. 1 ФЗ «О беженцах» признается лицо, не являющееся гражданином России, имеющее обоснованные опасения стать жертвой преследования в своей стране по различным политическим мотивам и не могущее пользоваться защитой своей страны. Процедура получения статуса беженца довольно проста и позволяет получить ряд преимуществ: обеспечение жильем, питанием и лекарствами, денежное обеспечение, содействие в трудоустройстве и т.д. В остальном, беженцы пользуются на территории Российской Федерации теми же правами, что и граждане России. Не исключено, что значительная часть беженцев захочет принять российское гражданство. Новые законы вводят упрощенный порядок приема в гражданство лиц, признанных носителями русского языка (владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах). Также необходимо, чтобы их родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации (в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР). Очевидно, что данный закон принят на фоне событий на Украине, и в первую очередь направлен на защиту прав бывших соотечественников, репатриацию лиц, этнически и культурно родственных русским. Представители националистов уже выразили озабоченность, что данный закон может быть использован для приема в гражданство выходцев из Закавказья и Средней Азии. Основная претензия заключается в неясности понятия "носители русского языка". На это следует заметить, что законопроект устанавливает особый порядок признания носителем языка. Признание будет осуществляться специализированной комиссией, сформированной Федеральной Миграционной Службой, на основании разработанного совместно с Минобразования положения. Учитывая "антимиграционную" специализацию ФМС, следует ожидать жесткой процедуры признания носителем языка и отсеивания нежелательных претендентов. Следует также обратить внимание, что российскими властями вчера введен запрет на въезд в Россию по паспорту Таджикистана. Принятие данной меры свидетельствует о понимании властью рисков, связанных с увеличением миграции, и стремление отсеять нежелательных мигрантов. Следовательно, закон об упрощенном принятии в гражданство в первую очередь рассчитан на русское и русскоязычное население Юго-Востока Украины. Таким образом, российские власти озаботились не только собиранием в состав России исконно русских земель (Крым), но также не забыли, не оставили в беде наших соотечественников. В этом преимущество российской национальной политики в сравнении с западной идеей «плавильного котла». В отличие от Запада, требовавшего отказа от национальной идентичности, Россия принимала представителей разных культур и народов, объединявшихся вокруг русского народа, который выступал как «первый среди равных». Следуя данной традиции, российские власти признали первоочередную важность:
а)восстановления единства русского народа как стержня российской государственности; б) его защиты не только в России, но и за рубежом.
Именно эти принципы должны стать одной из основ национальной идеи новой России. Илья Ремесло