Эксперты книжного рынка выделили основные тенденции прошлого и этого года: самыми популярными жанрами в России становятся семейные саги и семейные психологические триллеры. Лучше всего продавалась популярная психология и советы о финансах. Люди все больше хотят знать о том, как лучше и быстрее накопить. А в будущем хорошо продаваться будут книги об ЛГБТ*** и феминизме. Платон Беседин анализирует эти тренды и размышляет о том, как меняется общество.
Среди этих выводов интересны два. Первый — это то, что самыми популярными жанрами в 2019 году в фишкн должны стать семейный психологический триллер, роман об "эмоциональных нарушениях внутри семьи" и "семейные саги". Второй – это то, что востребованными темами станут феминизм и ЛГБТ***. Оба вывода напрямую связаны друг с другом. Потому что при всем свободомыслии и толерантности пропаганда ЛГБТ и феминизма зачастую ведет именно к "эмоциональным нарушениям внутри семьи". Хотя нас уверяют в обратном.
Идеи пришли к нам с Запада, что не ново. Способствовало ли это укреплению семьи там? Есть не так много западных книг и фильмов, в которых нам бы описали нормальную семью. Как правило, у героя за плечами развод — личный или его родителей. Вокруг этой травмы — а это именно что травма — и вертится его жизненная коллизия. На выходе мы имеем утраченный институт семьи, она — досадный атавизм.
Борьба за феминизм, ЛГБТ***-движение и права всяческих меньшинств играет в этом весомую роль. Потому что разрушает старые модели, но не создает новых — универсальных. Семья – это прежде всего баланс. Однако именно он, в том числе усилиями тех же ЛГБТ-активистов и вообще активистов разного толка, уничтожается в обществе.
Ведь борьба за права меньшинств часто заканчивается их давлением. Диктат одних сменяется диктатом других, но диктат как таковой никуда не уходит. Показателен в этом случае скандал с биологом Уотсоном. Напомню, в интервью 90-летний профессор сказал, что гены влияют на различие между средним IQ представителей европеоидной и негроидной рас. Корректно ли это? Нет. Имеет ли право быть озвучено? Да. Но именно за "озвучку" Уотсон и пострадал — вынужденный продать Нобелевскую медаль и доживать век в доме для престарелых. Меж тем многие чернокожие как жили в гетто, так и живут, вот только при каждом удобном случае кричат о дискриминации. Ярость же белых растет (свидетельства чему в политике — приход к власти Трампа и Болсанару).
Камуфляж толерантности не снимает проблемы. Так же как и разговоры о равноправии. К примеру, феминистическая борьба дала женщинам многое в обществе, но в то же время изъяла из него сердцевину здравого смысла. Харассменты, возносимые на пьедестал публичности, не снижают числа изнасилований, насилия и тому подобных вещей. Однако создают явственное ощущение угрозы для любого, кто вступает в сексуальные и гендерные отношения. В конечном итоге непонятно, как мужчине в принципе подступиться к женщине? Помогло ли это защитить женщин? Нет.
Почему Щелкунчик в новом фильме вдруг становится чернокожим? Подразумевал ли это сказочник? Все это – нелепые покрывала лицемерия, которые не примиряют людей, а наоборот, стравливают их друг с другом, рождая довлеющее чувство — страх того, что будущего нет, внятного и понятного. Во всех сферах и во всех смыслах.
Именно поэтому на книжной конференции "Эксмо" заявляют: в 2018 году лучше всего продавалась популярная психология и книги о финансах. О чем это говорит? Люди отчаянно ищут ориентиры. Вера в то, что книга мудрее, глубже фильма или тем более телепередачи, по-прежнему жива. Эти опусы читаются ровно по той же причине, по которой народ валит на тренинги коучей и сеансы предсказательниц (одно не сильно отличается от другого).
В век, когда прогресс стал абсолютом, мир переходит в такой режим, при котором равнозначно доверяют айфону и шарлатану. Человечество прошло теологическую и техногенную стадии развития, чтобы в итоге оказаться перед неизвестностью, отчаянно цепляясь за маяки прошлого. И в конкурсе предсказаний побеждает не тот, кто предлагает правду, а тот, кто предлагает наиболее комфортную картинку. Запад проходит этот этап. И он не в восторге от такого пути. Разрушены первоосновы. Заменить их нечем — приходится использовать суррогат лицемерия.
Для России же подобное разрушение первооснов обернется еще большими проблемами. Мы не только привычно идем с отставанием, но и, копируя, настолько извращаем тренды, что они становятся разрушительными. Та же современная российская "феминистка" хочет быть свободной, как на Западе, но и содержанкой, как на Востоке. И настоящие феминистки в России оказываются маргиналами среди тех, кто как бы декларирует свои "феминистические" взгляды.
Мы имеем дело с целенаправленной политикой, жестко векторизированной и контролируемой. Бэнкси заявил:
Современное искусство – это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало.
Однако этого "мало" оказывается вполне достаточно, чтобы навязать человеку конкретное поведение. То, что несет сегодня искусство (литература, кино, арт), — это диктат новых ценностей, вступающих в жесточайший конфликт с ценностями устоявшимися. И вслед за спорным вопросом "почему ничего не читают?" надо ставить куда более важный "что читают?". Или что смотрят. То, что приводит к конфликтам между поколениями, близкими людьми и внутри каждого отдельно взятого человека. Контролировать это невозможно, потому что цензура тут же порождает крики о тоталитаризме. Но то, что сегодня находится в свободном (а на деле упорядоченном) доступе, — это тоже тоталитаризм, куда более страшного образца. В нем понятия вроде "свобода", "любовь", "творчество", "права человека" не просто обесценены, но имеют совершенно иной контекст.
И этому диктату невозможно противостоять. Его можно лишь переждать, стараясь сохранить разум и пытаясь разработать альтернативный проект. Тот, что можно будет предъявить, когда искусственное и лицемерное сползет, как обгоревшая кожа. Иначе с ним не бывает. Но будет ли у нас новая кожа? Начать отвечать хорошо бы уже сейчас.
- * экстремистская организация, запрещенная на территории России
- ** Верховный суд РФ признал международное общественное движение ЛГБТ экстремистской организацией и запретил его деятельности на территории России