Минкульт отозвал прокатное удостоверение у британской комедии Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина". Она должна была выйти в России 25 января. Общественный совет при министерстве после просмотра пришел к выводу, что фильм порочит нашу историю. Эксперты усмотрели в нем "унижение достоинства российского (советского) человека". Платон Беседин - о фильме, реакции Минкульта и обделенных зрителей.
Когда веселые и не очень ребята, потрясая хоругвями и портретами царя Николая II, боролись против фильма "Матильда", я написал у себя в социальных сетях: "То ли еще будет, когда выйдет фильм о Сталине".
Чем кончилась история "Матильды", мы помним. Огромные сборы за первые недели, а после – резкий обвал. Единственной причиной, по которой "Матильда" заинтересовала зрителя, стали громокипящие протесты во главе с Натальей Поклонской.
Что ж, забавно наблюдать, как сейчас некоторые из тех, кто вовсю ратовал за запрет "Матильды", негодуют из-за отказа в прокате "Смерти Сталина". Мол, надо было показать стране истинное лицо тирана. Последовательные ребята, правда?
Многие поддержали решение по фильму Ианнуччи. Некоторые из них в принципе готовы запретить что угодно. Конечно же, нашлись и те, кто тут же завопил о "кровавом режиме", беспощадной диктатуре и прочих милых вещах. Лучше всех позицию в свежей колонке сформулировала Ирина Прохорова: запрет фильма означает реабилитацию сталинизма. К слову, каждый год у нас случается эта самая реабилитация сталинизма. Кто-то да обязательно скажет.
В истории со "Смертью Сталина" слишком много крайностей, а вот объективности мало. Впрочем, это свойственно нашей стране, особенно в последнее время: любое событие интерпретируется с дешевой позиции "ты за красных или за белых", а любое столкновение с прошлым сталкивает людей в настоящем, отсекая будущее. Мертвые ссорят живых. И вредные мертвые, наверное, этому очень рады.
Оскорбляет или нет "Смерть Сталина" чувства россиян (чуть не написал верующих, хотя почему и нет, ведь сталинизм – это тоже своего рода религия), большинству сказать трудно, потому что фильм видел только Общественный совет при Минкульте и участники закрытого показа. Вот, например, известный литературный критик Константин Мильчин пишет:
Я тоже смотрел "Смерть Сталина" и большую часть фильма меня не покидала мысль, что эту картину сняли сталинисты. В качестве пародии на типичные представления антисталинистов о Сталине.
Это на самом деле здравая мысль. Потому что хорошая пародия очень часто высмеивает не объект пародии, а тех, кто его интерпретирует. Смеются не над человеком, а над представлениями о нем. Но ключевое слово здесь – "хорошая". Является ли таковой "Смерть Сталина"? Неизвестно. Двухминутный трейлер дает ответ скорее нет, чем да. Слишком много примитивно-вульгарного, поверхностного и шального. И, конечно, чаще всего звучит слово "расстрел". Это как в бородатых анекдотах. Новый взгляд Ианнуччи? Вряд ли.
Впрочем, сомнительно, что среднестатистический зритель захочет погружаться в такие глубины. Нет, он пробежится по верхам. И молодой человек, посетивший, например, феерическое кино в духе "Скифа" (а эта штука будет пострашнее "Смерти Сталина", так как в принципе уничтожает любое представление о здравом смысле), увидит окружение Сталина и его самого как горстку озабоченных идиотов. А вот человек, помнящий иные времена, с иными ценностями, наоборот, оскорбится. И то, и другое нам, безусловно, не нужно. Напряжение необходимо снижать, а не повышать.
Любопытен выбор актеров на роль бесноватого окружения Сталина. Хрущева играет Стив Бушеми, специализирующийся в Голливуде на маньяках и злодеях, маршала Жукова – еще один такой же специалист Джейсон Айзекс. Странно, что Ианнуччи не позвал в фильм Роберта Инглунда, игравшего Фредди Крюгера.
Подбор не случаен. Проблема ведь не в том, что Ианнуччи решил "замахнуться на Вильяма нашего Сталина", а в том, как он это сделал. А качество, стиль видны уже по трейлеру. Это никакая не комедия, а китч, в определенный момент превращающийся в неуклюжий шарж. И это постмодернизм, который может быть чем угодно в зависимости от вашего желания (поэтому я и сказал, что суть не в объекте, а в интерпретаторе). Однако постмодернизм отчасти пародирует чужое, заимствуя его методы. И вот делать это надо талантливо, ярко.
Но "Смерть Сталина" – хотя повторяю, оценивать надо весь фильм – заставляет вспомнить не кино, например, Вуди Аллена (вот кто умел так умел давать авторский взгляд), а "Красную жару" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Топорно-карикатурно. И нежелание западных мувимейкеров понять контекст и атмосферу того, о чем они пытаются говорить, напрягает. Напрягает их поверхностное прочтение. Вы скажете: ну так это ж комедия. Но простите, комедия требует еще большего внимания к деталям. Юмор в принципе построен на деталях – уловить главное. Боюсь, что "Смерть Сталина" – это такая себе расширенная версия клипа Робби Уильямса "Party like a Russian" с историческими аллюзиями.
И вряд ли этот китч способен серьезно вмешаться в представления о Сталине. А вот наша реакция – очень даже. Потому что любой запрет – это всегда слабость, признак страха. И в то же время это повод выйти из тени и возопить: "Господи ты боже мой, у нас реабилитируют Сталина! Кругом – одни чекисты! Save our souls!" Вот такая реакция – это куда большая комедия, нежели фильм Ианнуччи. И куда более вредная, потому что в стотысячный раз она раскалывает общество, заставляя считаться на "красных" и "белых". Мы ведемся на провокацию и признаем свою слабость.
То, что "Смерть Сталина" – провокация, несомненно. Глаголет сам Ианнуччи:
Этим фильмом я хочу предупредить, что все это может повториться, если мы не защитим нашу демократию.
Право, надоели эти слова о защите демократии на фоне Ливии и Гуантанамо. Говорит Ианнуччи и такое:
Англия обошлась без революций и гильотин только потому, что в ней всегда чтили комедии и комедиантов.
Правда? Вот уж истинно демократическое общество. И никаких первых в мире концлагерей в Индии и Бирме, и никакого уничтожения рабочего класса – Оруэлл, паршивый социалист, все перевирал. Никаких колоний и рабства. То-то отец гражданского общества Джон Локк говорил, что оно создано для защиты от бедных, и сам вкладывался в работорговлю. Мистер Ианнуччи, отнесите эту развесистую клюкву в другое место.
Но запрет "Смерти Сталина" – это не метод. Полумера, приводящая к истерике тех, кто привык истерить и считаться на своих и чужих. Тем более если сначала министр говорит о построении свободного общества, а после вводит запреты. Плохой или хороший, вредный или нет фильм Ианнуччи, может решить только сам зритель, но не каста избранных. Но, с другой стороны, готов ли наш зритель сегодня выносить адекватные оценки?
Сильное общество в принципе не замечает таких дробинок, как фильм Ианнуччи. А вот слабое получает рану, которую же само потом расковыривает. Я не сомневаюсь, что в ближайшее время мы увидим много такого кино. И сделано оно будет мощнее, чем "Смерть Сталина". И посылы в нем будут куда более тонкие, но вместе с тем мощные. И на каждый такой кадр мы будем реагировать истерическими криками, принося вреда больше, чем любой фильм.
Единственный метод здесь – это воспитание самоуважения. Не уважая себя, не ждите уважения от других. Уважающий себя человек на глупые шаржи лишь снисходительно улыбается, а невротик начинает либо холуйски каяться, либо яростно отрицать. И то, и другое – стороны отсутствия уважения к себе, Родине и собственной истории. Той, что очень разная, не подлежащая единственно верной детерминации, но которую, несмотря на всю ее противоречивость, понять и принять нужно.