Общество

Севморпуть загрузят нефтегазом: представлены три сценария

Севморпуть загрузят нефтегазом: представлены три сценария
Севморпуть загрузят нефтегазом: представлены три сценария

Минвостокразвития начинает корректировать планы перевозок по СМП, но транзит нефти и СПГ всё равно занимает в нём ключевое место. Изначально рассчитывали на рост перевозок с 34 млн до 150 млн тонн к 2030 году, а теперь министерство оперирует сразу тремя сценариями, пишет телеграм-канал "Нефтебаза".

В базовой версии предполагается, что два наиболее перспективных грузоотправителя – "Роснефть" со своим проектом "Восток Ойл" и НОВАТЭК с "Арктик СПГ", "Арктик СПГ-2" и "Обским СПГ" – будут отгружать энергоресурсы согласно своим изначальным планам, при этом без проблем с инфраструктурой и свободными ледоколами. В этом случае грузопоток по Севморпути в следующем году достигнет 74 млн тонн, к 2030 году – 224 млн тонн и добавить ещё 6 тонн к 2035 году. По итогам 75% от всего грузопотока придётся на нефть и СПГ. Ключевое место займёт "Роснефть", которая уже в следующем году отгрузит 30 млн тонн нефти, а через шесть лет – уже по 100 млн тонн в год.

Нефть и газ составят до 75% от общего объёма грузоперевозок по СМП
Нефть и газ составят до 75% от общего объёма грузоперевозок по СМП

В оптимистичном сценарии транзит по Севморпути к следующему году разгонится до 81 млн тонн, к 2030 году перевезут 244 млн тонн, к 2035 году – 288 млн тонн. В таком прогнозе ключевую роль должны сыграть НОВАТЭК и угольщики с Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна. В прогнозе также учтён приостановленный проект "Газпрома" по производству СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море.

Самый консервативный сценарий предполагает, что НОВАТЭК из-за санкций приостановит реализацию части СПГ-проектов, а сроки запуска того же "Восток Ойл" сдвинутся вправо. В такой ситуации грузопоток в 2030 году составит 117 млн тонн и 131 млн тонн к 2035 году. Наиболее вероятно выглядит промежуточный результат между базовым и консервативным сценарием, поскольку танкеров усиленного ледового класса для вывоза нефти с "Восток Ойла" не хватит – к весне 2025 года будут готовы максимум три судна.