Мнение

8 законопроектов президента: что Путин предлагает изменить в правительстве, судах и у силовиков

8 законопроектов президента: что Путин предлагает изменить в правительстве, судах и у силовиков

Владимир Путин внес в Государственную думу 8 проектов законов. Они касаются формирования состава правительства, Конституционного суда, прокуратуры, органов внешней разведки и безопасности. Все эти документы по сути направлены на то, чтобы привести законодательство в соответствие с обновленной Конституцией, поправки к которой были приняты этим летом. Андрей Васильев разбирает, что предлагает президент и что это даст простым людям.   

Правительство

Первый и один из самых важных — проект федерального конституционного закона "О правительстве". Документ, внесенный президентом в Госдуму, регламентирует новую процедуру формирования правительства. Весь кабинет министров — от премьера, его заместителей и федеральных министров — будет назначаться руководителем страны после их утверждения Госдумой. Кандидатуру председателя правительства будет предлагать сам президент, а вице-премьеров и министров на утверждение в ГД РФ будет отправлять уже одобренный нижней палатой парламента премьер-министр.

Новым законопроектом предполагается, что президент России сможет отправить в отставку любого из членов правительства, в том числе и самого премьера, без роспуска всего правительства. После этого любого министра можно будет заменить без процедуры нового набора всех федеральных министров.

Правительство обязано проводить единую социально ориентированную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, семьи и традиционных семейных ценностей. Оно будет отвечать за реализацию социальной политики государства в полной мере.

Решение Путина изменить некоторые законы именно таким образом и именно осенью вполне понятно. Сентябрь — это начало нового политического сезона. Однако внесенные в Государственную думу законы позволят системе безопасно и надежно функционировать на постоянной основе.

При этом Россия не перестанет быть президентской республикой. Само по себе разделение полномочий по утверждению состава правительства — подстраховка от ошибок будущих президентов. Кроме того, глава государства будет контролировать само правительство и премьера: он будет регулярно отчитываться перед президентом за принятые решения и выступать с докладом о принятых решениях.

Совфед, разведка и безопасность

Руководители федеральных органов исполнительной власти, министерств, занятых вопросами обороны, безопасности страны, МВД, Минюста, МИД, МЧС и других крупных структур в силовом блоке будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации. Президент России вносит представление, а Совфед в течение недели письменно должен сообщить руководителю страны о результатах рассмотрения кандидатуры. По такой же процедуре будет назначаться руководитель самой закрытой структуры в разведывательном сообществе — глава Службы внешней разведки. Его назначение станет возможно только после одобрения Советом Федерации.

Поправки в ФЗ будут действовать параллельно с обновленной Конституцией. Новые полномочия президента, правительства и обеих палат парламента позволят организовать систему взаимоконтроля и создадут "защиту от дурака", при которой принять антинародное и угрожающее безопасности страны решение будет просто невозможно. 

Еще одна, менее очевидная, но не менее важная цель введения двойного контроля — предотвращение любого, даже самого незначительного внутреннего противостояния и устранение самой возможности появления конфликтов, которые граждане России могли наблюдать в 90-е. Кроме того, разделение полномочий между президентом и двумя палатами парламента позволит создать для страны, общества и людей страховку от ошибок власти. 

А включение в процесс Госдумы и Совфеда позволит уменьшить долю "ручного управления" высшим должностным лицом страны. Президент будет заниматься своими делами, парламент — своими, а главы ведомств не будут нуждаться в постоянном стимулировании. Двойной контроль при принятии важных политических решений будет гарантировать стабильность и качество работы всего государственного аппарата.

Конституционный суд и прокуратура

В проекте закона о Конституционном суде, внесенном президентом России в Госдуму, сказано, что судебный орган высшей инстанции будет значительно сокращен. Заседания обновленного Конституционного суда будут проводить 11 судей, включая председателя и его заместителя, а не 19, как раньше. Конституционный суд наделят правом принимать решения при наличии не менее шести постоянных судей от числа действующих. Предлагать кандидатуры судей президент обязан в том случае, если по каким-то причинам членов КС окажется менее восьми.

Значительно расширятся полномочия КС. Конституционный Суд сможет отклонить любой закон, принятый парламентом, но не подписанный президентом. Такие полномочия позволят ограничить парламентариев от соблазна включать режим "бешеного принтера". Проще говоря, КС и президент будут представлять собой последний рубеж защиты, который позволит блокировать любые антинародные законы.

Закрепление верховенства российского законодательства над международным правом при этом позволит защитить россиян от неадекватной трактовки международных договоров. Все соглашения и международные законы будут по-прежнему в полной мере и добросовестно исполняться государством. В том случае, если эти законы сочтут угрозой безопасности и благополучия российских граждан или если эти соглашения будут противоречить Конституции, они просто не будут иметь силы на территории страны. Закрепление полномочий по оценке правового статуса международных соглашений тоже остается за Конституционным судом.

Кроме того, в новом законопроекте есть немало изменений, связанных с работой прокуратур. Так, уже известно, что прокуроры субъектов, военных и специальных прокуратур будут назначаться на должность не с представления генерального прокурора, как сейчас, а как руководители силовых структур — исключительно после консультаций с Советом Федерации.

Разделение обязанностей и двойной контроль позволят обществу наблюдать за всеми изменениями в государственных структурах — от назначения правительства до процедуры принятия закона. После того как эти изменения вступят в силу, любая попытка принять антинародный закон или заставить граждан России исполнять международные решения, законность которых под большим вопросом, фактически будут обречены на провал.