Евросоюз в рамках очередного пакета антироссийских санкций собирается перекрыть лазейки в действующих ограничениях, позволяющие поставлять подсанкционную продукцию в РФ через Белоруссию, пишет газета Financial Times со ссылкой на новый проект санкций.
Очередные ограничительные меры призваны "минимизировать риски обхода", связанные с разным уровнем санкционного давления на Москву и Минск. Так, под запрет попадет экспорт в Белоруссию и транзит через ее территорию сжиженного природного газа (СПГ), технологий и товаров, которые могут иметь военное назначение. Брюссель собирается перекрыть импорт алмазов из Белоруссии по аналогии с эмбарго на эти драгоценные камни российского происхождения.
Новые санкции также затронут поставки в Белоруссию автомобилей класса люкс. Действующие правила запрещают их экспорт в Россию, но не в Белоруссию, при этом за последние два года ежемесячный поток транспортных средств и автозапчастей из Евросоюза в Белоруссию вырос в 5 раз — с $50 млн до $268 млн.
Наибольший рост произошел именно в сегменте люксовых машин — продукция из этой категории занимает сейчас крупнейшую долю в экспорте в Белоруссию из ЕС, в первую очередь из Польши и Германии. Европейские власти убеждены, что белорусские компании стали ключевым звеном в российских цепочках обхода санкций. По данным FT, в 2023 году не менее 28 автомобилей Maybach были ввезены в Россию через белорусских посредников, средняя стоимость одной машины составляла $217 тыс.
Премьер Литвы Ингрида Шимоните отметила, что для россиян не проблема приобрести машину в Белоруссии, а вот литовским таможенникам оказалось сложно справиться с системой проверки подсанкционных товаров, идущих в Белоруссию. Различия в режимах санкций против России и Белоруссии оставили "очень явные пробелы", считает она.
В начале мая таможня Литвы сообщила, что ее сотрудники остановили на границе два электромобиля Tesla Cybertruck стоимостью более €200 тыс. и отказались пропускать их в Белоруссию из-за подозрения, что машины направляются в Россию. Ведомство указало, что в 2023 году каждый второй автомобиль дороже $50 тыс., экспортированный в страны СНГ, оказывался на российском рынке.