Статьи

Россия не для слабых: почему жестокость стала стилем жизни

Россия не для слабых: почему жестокость стала стилем жизни

Каждый день в России происходит сотни бессмысленных, беспощадных преступлений, в которых страдают прежде всего беззащитные "маленькие люди". Несправедливые приговоры, избиения школьников, инвалидов, стариков, снятые на видео, стали обыденностью. Жестокость и насилие, подкрепленные бездействием, а зачастую и причастностью полицейских к преступлениям создают удручающую картину жизни. Платон Беседин - о том, почему грань между "хорошо" и "плохо" все больше стирается в сознании общества. 

Русская литература вышла из гоголевской "Шинели". Тема "маленьких" людей, униженных и оскорбленных довлела и была отражением жизни. Ведь "маленьким" людям в России всегда жилось нелегко. Однако русский идеал, как писал Франк, устремлялся к философии "Мы". Теперь же воцарилась философия "Я", и маленьким людям стало еще труднее, потому что милосердие и взаимопомощь ушли в прошлое. 

Три новости – одна за другой, словно пули. В Москве умерла 70-летняя женщина, на которую напал 25-летний москвич, зверски избил ее и изрезал напильником. В тот же вечер он напал на девушку и на женщину. Без мотивов, чтобы самоутвердиться. 

А в Челябинске пьяный водитель на BMW X6, пролетев через две сплошные на красный свет, насмерть сбил инвалида, у которого остались жена и двое детей. Но из-за этого убийца, которого местные жители хотели линчевать на месте, не огорчался – он ужасно переживал за разбитую иномарку. 

И еще резонансный случай – убийство многодетной матери на Кубани. Совершили это мракобесие два молодых ублюдка – 16 и 20 лет. 

Три случая можно рассматривать отдельно друг от друга, объясняя субъективными факторами. У нас любят так делать, не замечая причинно-следственных связей. Так, например, поступили после резни в пермской школе, а затем произошло аналогичное в Башкирии, Подмосковье, Бурятии. На самом деле все это – звенья одной цепи. Мы имеем дело с коллективной связанностью злом, с его банальностью.

И москвич с напильником, и подростки из кубанского села не дают внятных объяснений своих поступков. Они не раскаиваются в том, что произошло. Потому что раскаяние возможно лишь там, где есть понимание, а эти "люди" не способны понять. Точно так же реагировали и подростки из Покрова, до полусмерти избившие инвалида-школьника. Они не только записали побои на видео, но и похвастались содеянным в интернете. В Кирово-Чепецке подростки поступили аналогично. Насилие больше не позорно – оно стало предметом для гордости. 

Тому есть клубок причин, который необходимо распутывать. Первая причина – это бездеятельность полиции. После убийства многодетной матери жители поселка Псебай устроили бунт, так как предполагаемых убийц покрывали. Те развлекались так и до жуткого случая – все знали, но наказания не было. Их защищали семьи, пользовавшиеся покровительством. Точно так же оберегали и садистов в Покрове. Российское понятие – "крыша". Тот, у кого она есть, может творить что угодно. А есть она у сильных. Слабый в России не защищен. Из жертвы он может превратиться в виновника. Вспомните случай в Барнауле, где женщине, защищавшей себя и ребенка от избиения мужа, дали почти 7 лет. 

Ситуация вывернута настолько, что в России говорят: "С полицией связываться себе дороже". Российские же суды – это инстанции, которые больше бы подошли для абсурдных произведений Кафки и Хармса, нежели для нормальной жизни. Коррумпированность этих структур приводит к тому, что государство защищает лишь сильных, а вот слабые попадают в зону риска. 

И за этим стоят не только меркантильные причины, но и прежде всего сложившаяся система ценностей, суть которой выражена во фразе Ницше: "Падающего толкни". Это – концентрация темной стороны западной морали. Она базируется на двух доктринах – кальвинистской, которая делит людей на избранных и отверженных, и дарвинистской, в естественном отборе оправдывающей кровожадность (позднее Ратцель спроецировал это и на государства в теории жизненного пространства). В ответ Запад, уравновешивая, создал и светлую сторону, гуманистическую.

Однако в конце XX века, два раза кардинально перекроив реальность (в 1917 и 1991 годах), мы приняли лишь одну сторону, погрузив себя в чуждую мораль, противоречащую русским принципам. "Маленький человек" оказался не только традиционно против государства, но и против себе подобных. Жестокость в России задекларирована как официальный стиль жизни. Хочешь добиться успеха? Иди по головам, потроши желудки. "Что такое хорошо и что такое плохо" отброшено и стерто. У современного россиянина в голове – инфернальная каша: с одной стороны скрепы, с другой – вседозволенность. Человек не знает, во что ему верить и как жить. Эра безвременья. 

Эти беды усугубляются тотальной дремучестью и традиционным пьянством. Пещерная реформа образования привела к тому, что люди со школьной скамьи превращаются в деревянных болванчиков. Добавляем к этому отсутствие авторитета среди учителей – и получаем убийственный коктейль. 

Общество без идентичности обречено. А мы постановили, что у нас нет идеологии, в результате получили именно такое общество – без прошлого, настоящего и без будущего. Вместе с тем, переняв чуждую мораль, мы выпотрошили русские принципы, сформулированные нашими классиками. В результате человек существует в суррогате реальности, где нет ориентиров, нет ценностей, следовательно, нет и ограничений. Слабый в таком случае становится материалом для построения личного счастья и для развлечения. Наказания за это нет, потому что полиция и суды работают неэффективно, но нет и высшего наказания, в которое верили наши предки, потому что нравственность и мораль отброшены, а та религиозность, которую предлагают нам сейчас, – кабацкого свойства. 

К сожалению, мы не хотим замечать этого. Даже не хотим говорить об этом вслух, предпочитая беседы о "вечном" – о Западе и Украине. Меж тем коробочка наша полна дьявольщины. Россия полна разрывов между растерянными людьми, которые барахтаются в действительности, как та мышка в масле, но масло не взобьется – оно из старой машины, уже отъездившей свое. 

Да, "Крымнаш" смог дать стране заряд, но лишь на время. Это был впрыск адреналина, но пришло время проводить комплексную диагностику, а далее и лечение всего организма. И начать тут необходимо с милосердного внимания к "маленьким людям" - тем, на ком исконно держалась Россия. Защитить инвалидов, а не сокращать расходы на них. Устроить показательные суды над "крышуемыми". Отправить на сроки коррумпированных судей и полицейских. Все это - лишь часть элементарных шагов к новому обществу. Как и смена риторики в СМИ, как и реформа образования, как и донесение русской культуры.