Объем грузоперевозок (включая почту), осуществляемых отечественными авиакомпаниями, упал в прошлом году до 599,05 тыс. тонн (на 59,42%). Об этом сообщили представители Росавиации. Таким образом, показатели российского воздушного транспорта снизились примерно до показателя 2001 года (614 тыс. тонн груза). Откатились показатели не только грузовых, но и пассажирских перевозок – на 14,21%, до 95,21 млн человек.
Примечательно, что в других видах перевозок грузов не наблюдалось столь ощутимого падения. Так, по информации Росстата, совокупный объем поставок российскими транспортными компаниями в 2022 году сократился только на 1,2%, до 7,95 млрд тонн в связи с сокращением, прежде всего, железнодорожных поставок на 3,7% (до 1,24 млрд тонн) и трубопроводных – на 6% (до 1,1 млрд тонн). Объем автоперевозок (самый распространенный вид), напротив, увеличился на 0,3% (до 5,51 млрд тонн).
Не менее десяти последних лет доставка грузов самолетами не превышала 1% от всех видов перевозок, поскольку она является достаточно дорогой, отметил руководитель группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков. Младший директор корпоративных рейтингов агентства НРА Алла Юрова подчеркнула, что авиацию целесообразно использовать для доставки на дальние расстояния высокомаржинальных потребительских грузов, чувствительных к срокам и условиям хранения (к примеру, цветов и фармацевтических препаратов), специфичных по габаритам (к примеру, уникальное оборудование).
В связи с западными санкциями, ударившими по существующим логистическим цепочкам и российской авиационной отрасли, произошло перераспределение потоков перевозок. В значительной степени поставки переориентировались на автомобильный транспорт и железную дорогу, пояснил генеральный директор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Логистические площадки компании Maersk в Санкт-Петербурге и Новороссийске получила кипрская IG Finance Development Limited. Датский перевозчик сообщил, что регулирующие органы Европейского союза и России одобрили продажу наземного склада компании в Новороссийске вместимостью в 1500 контейнеров, а также склада охлажденной и замороженной продукции в Санкт-Петербурге. По данным Reuters, зарегистрированная на Кипре IG Finance Development уже заключила соглашение об эксплуатации этих объектов с компанией "Ароса" - крупным импортером продуктов питания в РФ.