Общество

Господство Google в Сети закончилось?

Господство Google в Сети закончилось?

В колонке для издания Guardian профессор Джон Нотон рассказывает о том, как появилась одна из самых востребованных поисковых машин в мире и что будет с ИТ-гигантом дальше.

По мнению эксперта, для опытных пользователей интернета хронология нашей эры делится на две эпохи: BG и AG – до и после Google. "С момента появления в 1998 году веб-страницы с текстовым полем и надписью "Google" пути назад уже не было", – отмечает профессор.

Технологическая компания использовала оригинальный способ ранжирования результатов, полученных по запросу пользователей. Поисковик эффективно проводил автоматическую экспертную оценку сайтов. Чем больше веб-страниц связано с конкретным сайтом, тем более он актуален, и его рейтинг становится выше. Такой алгоритм, получивший название PageRank, был основой, на которой построено доминирование Google в интернете.

Система ранжирования ИТ-гиганта казалась объективной: она просто подсчитывала ссылки и распределяла их по местам. Пользователи Google могли быть уверены, что сама компания не отдавала никому свое предпочтение: никакой рекламы не было.

В 1998 году основатели корпорации заявляли: "Поисковые системы, финансируемые рекламой, будут предвзяты по отношению к рекламодателям и потребностям потребителей. Крайне важно, чтобы поисковая система была конкурентна и прозрачна".

По мнению Нотона, уже в 2000 году бизнесмены осознали, что объективность не приносит им прибыль. Технологическая компания стала следить за своими пользователями и собирать о них информацию, которая будет интересна рекламодателям. Благодаря этому доходы Google к 2004 году выросли почти на 4000%.

Эксперт отмечает, что на протяжении долгого времени рекламные алгоритмы не сильно беспокоили пользователей. При этом рекомендательные системы раздражали конкурентов отрасли и регуляторов, особенно в ЕС (которому Google заплатил миллиарды евро штрафов). Несмотря на это, его положение в качестве доминирующей поисковой системы на большей части земного шара остается стабильным.

Однако инженер-программист из Сан-Франциско заявил: "Если вы недавно пытались найти что-то в Google, вам не нужно рассказывать о том, что результаты поиска не соответствуют ожиданиям. Первые несколько ссылок помимо рекламы – это оптимизированные сайты SEO [Search Engine Optimization], заполненные партнерскими рекомендациями".

"На уровне подсознания вы подвергаете себя самоцензуре, отказываясь лишний раз искать информацию, которую хотели бы узнать. Вы уже знаете, что Google не выдаст вам достойный результат", – подчеркнул он.

Нотон редко использует Google, однако, по его мнению, результаты, полученные от ИТ-гиганта, демонстрируют лишь то, насколько хороша поисковая оптимизация (SEO).

Исполнительный директор поисковика DuckDuckGo обозначил три другие возможные причины недовольства Google: отвращение пользователей к слежке, раздражение тем, как корпорация продвигает свои собственные продукты в ущерб остальным и банальная скука. "Мы так долго живем в AG, что люди жаждут чего-то нового", – подчеркнул он.