Общество

Барон Мюнхгаузен, любимец короля и испанский летчик: какие иностранцы служили России

Барон Мюнхгаузен, любимец короля и испанский летчик: какие иностранцы служили России

23 февраля мы вспоминаем тех, кто потратил годы своей жизни на защиту родной страны. Сейчас это касается прежде всего жителей России, которые здесь родились и выросли. Но еще пару веков назад честь нашей страны отстаивали многочисленные представители других государств. Ruposters вспоминает военных, для которых служба России стала делом всей жизни (или по крайней мере важной ее частью).

Томас Далейль

Шотландский дворянин Далейль начал военную карьеру задолго до того, как попал в Россию. В 1627 году, в ходе осады Ла-Рошели, герцог Бэкингем организовал высадку на Иль-де-Ре 6000 солдат, среди которых был и Далейль. Спустя 30 лет, приняв участие во множестве сражений, генерал-лейтенант Далейль прибыл в Москву на службу в русской армии. За генералов Далейля и Друммонда просил сам английский король Карл Стюарт.

В России Далейля назначили командующим полка и почти сразу отправили на осаду Риги. В дальнейшем он занимался подготовкой полков иноземного строя и командовал полком в Полоцке во время русско-польской войны 1654-1667 годов.

В Полоцке Далейль поссорился с князем Хованским, из-за чего шотландского полководца чуть было не отстранили от командования, однако в 1660 году полк Далейля спас солдат Хованского, отступавших от превосходящих сил неприятеля по болотам. После этого случая государь передумал отстранять Далейля, а когда его полк разбил отряд литовцев под Полоцком, царь велел князю Хованскому радушно поприветствовать шотландского генерала.

Далейль оставил немало славных страниц в истории русско-польской войны, но в 1665 году 66-летний генерал принял решение вернуться в Англию, где еще долгое время мстил ковенантерам за казнь короля Карла I и даже получил прозвище "зверь из Московии". К слову, именно в связи со смертью короля он дал обет никогда не стричь бороду. И этот обет Далейль сдержал.

Патрик Гордон

Представитель древнего шотландского клана, Гордон уехал из родной страны в 16 лет. В первые годы военной карьеры проявил недюжинную беспринципность: за шесть лет он по два раза служил Швеции и Польше, пока наконец не попал в Россию. Ей Гордон хранил верность на протяжении почти 40 лет.

В историю России Гордон вошел как выдающийся военный деятель, один из сподвижников Петра I. В 1689 году он присягнул юному Петру на верность, когда тот бежал в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1698 году подавил стрелецкий бунт. Однако это было много позже, хотя знакомство с Россией шотландец начал тоже с бунта - Медного, который помог подавить к радости Алексея Михайловича.

Гордон запомнился далеко не только своими карательными предприятиями. С 1678 по 1686 год он возглавлял киевский гарнизон, занимаясь фортификационными работами на тот момент приграничного города. Позднее принимал участие в Крымских и Азовских походах - именно благодаря его идее “подвижного” земляного вала Азовскую крепость удалось взять. Гордона можно считать одним из основателей российских гвардейских полков - на базе “потешных”, которые формировал Петр I (первыми командирами преображенцев и семеновцев стали шотландцы).

Гордон несколько раз пытался вернуться на родину, но российские власти отпускать маститого инженера и военного явно не хотели. Не помогло даже прошение английского короля Якова II. Максимум, чего добился Гордон - поездки в Англию на несколько месяцев, при условии, что жена и дети останутся на это время в России. При этом всю свою службу в России он оставался ревностным католиком и добился строительства первого католического храма в стране.

Умершему в 1699 году Гордону устроили в столице пышные проводы. Его гроб несли 28 полковников, в процессии участвовал и Петр I (“Я даю ему только горсть земли, а он дал мне целое пространство земли с Азовом”), бояре и генералы.

Франц Лефорт

Уроженец Женевы Лефорт прибыл в Россию в 1676 году, сообщив родным, что они узнают либо об его смерти, либо об успешной службе. Он поселился в Немецкой слободе и первое время служил секретарем у датского посла, но уже через два года стал командиром роты Киевского гарнизона. Так началась его военная карьера в России.

Лефорт участвовал в сражениях с турками и крымскими татарами, не забывая о налаживании связей — уже в 1683 году он стал майором и сразу же подполковником. В 1689 году, уже в чине полковника и вместе с Патриком Гордоном он поддерживал 17-летнего царя Петра Алексеевича, став для него наставником и другом.

Накануне второго, успешного, Азовского похода, Лефорт стал первым русским адмиралом. После "военно-морского" периода своей жизни Лефорт возглавил Великое посольство — дипломатическую миссию России, которая посетила Голландию, Англию и Австрию.

Из-за стрелецкого восстания миссия вернулась в Москву преждевременно, а вскоре Лефорт скончался, простудившись во время очередного царского пира на открытом воздухе в феврале. Хотя прежде Петр I успел одарить своего любимца персональным дворцом в Немецкой слободе, равных которому на тот момент в России не было. Там же царь принимал и зарубежных послов, игнорируя кремлевские палаты.

Несмотря на то что петровский фаворит не любил на себе экономить (в Амстердаме за шикарные номера расплачивался казенными соболями) и оказывал протекцию приезжающим в Россию швейцарцам, никакого блата своему сыну Лефорт не составил: “Я искал своего счастья, пусть он ищет свое. Я постараюсь научить его всему, что пригодится, а там пусть сам позаботится о себе”.

Незадолго до своей кончины первый российский император, вспоминая своих близких соратников Лефорта и Гордона, сказал, что “люди эти своей правдивостью и заслугами - вечные памятники для России”.

Карл Мюнхгаузен

Барон Мюнхгаузен приехал в Россию в 1737 году будучи пажем герцога Антона Ульриха и принял вместе с ним участие в турецкой кампании. Спустя два года он поступил в Русскую императорскую армию. В 1741 году получил звание поручика, однако из-за елизаветинского переворота на этом его карьера остановилась на долгих девять лет. Хотя в 1744 году он “засветился” в Риге, командуя почетным караулом во время встречи будущей Екатерины II.

Наконец, после многочисленных прошений в 1750 году он получил звание ротмистра, после чего немедленно уехал в Германию и в Россию больше не возвращался. Был отчислен из армии через четыре года, но до конца жизни называл себя ротмистром русской армии и претендовал на соответствующую пенсию.

Мюнхгаузен стал известен благодаря многочисленным небылицам о своей жизни в России. Волк в упряжке, вишневое дерево на голове у оленя — все это рассказы подлинного, а не вымышленного барона. Впрочем, именно благодаря своим байкам Мюнхгаузен превратился в литературного персонажа еще при жизни, чем был весьма недоволен. Если сначала его сюжеты появлялись в книгах анонимно или под чужими именами, то затем в качестве автора указывался некий М-г-з-н, а в 1786 году немецкий писатель Рудольф Распе выпустил "Сборник лживых или вымышленных историй", указав имя Мюнхгаузена полностью. Барон пришел в ярость и даже обращался в суд (безрезультатно).

Умер 78-летний барон в бедности, разорившись на бракоразводном процессе. Литературный Мюнхгаузен прекрасно себя чувствует и по сей день.

Леонтий Беннигсен

Подданный Курфюршества Ганновер Леонтий Беннигсен свою армейскую службу начал в 14 лет и успел принять участие в Семилетней войне. В 28 лет, находясь в звании подполковника, он перешел в Вятский мушкетерский полк и принял участие в финальных сражениях Русско-турецкой войны. Беннигсен принял участие во множестве битв: брал Бендеры, Дербент, замок Несвиж, штурмовал Очаков, подавлял бунт в Вильно.

Военный в России в XVIII и XIX веках – это еще и политический деятель, что и доказал пример Беннигсена. В 1801 году он вместе с обер-шталмейстером Зубовым он участвовал в убийстве императора Павла I, будучи одним из самых активных участников заговора.

После этого он успел принять участие в войнах против Наполеона, командуя русскими войсками в битве при Прейсиш-Эйлау, которое вошло в историю как первое генеральное сражение, где Наполеон не смог одержать победу.

К началу Отечественной войны он служил России уже 39 лет. По всей видимости, характер у "варяга" была не из легких – во время войны он конфликтовал то с Барклаем де-Толли, то с Кутузовым. После войны Беннигсен еще несколько лет служил на разных должностях в армии, а с 1818 года ушел в отставку и доживал последние годы у себя в имении.

Андро Ланжерон

Родившийся в Париже Ланжерон поступил на службу в Россию в 27 лет. К этому времени за его плечами уже была война за Североамериканские штаты против англичан. Спустя всего полтора месяца службы Ланжерон получает из рук Екатерины II свою первую награду – за отважные действия в войне против Швеции.

Затем следуют кампании против Турции (осада Измаила) и его родной Франции, которая к тому моменту уже стала республикой. В 1805 году Андро (Александр Федорович) становится участником поражения русской армии при Аустерлице, после чего ему намекают на отставку.

Вернуть императорскую милость Ланжерону снова помогла война с Турцией: француз отстаивает Бухарест, берет Силистрию и слаженно действует с Кутузовым под Рущуком. Как итог - генеральский чин.

18 марта 1814 года – особый день для Ланжерона. Он берет высоты Монмартра. Дни наполеоновского Парижа сочтены. Александр I это оценил, наградив полководца высшей наградой – орденом Святого Андрея Первозванного. 

Послевоенная карьера Ланжерона не менее примечательна: два губернаторства на юге, “мэрство” в Одессе (именно тогда город получил статус порто-франко) и, наконец, участие в суде над декабристами – военачальник через всю жизнь пронес веру в непоколебимость монархической формы правления.

Хуан Ларио

Ларио родился в Мадриде в 1918 году. Когда в Испании разразилась гражданская война, 18-летнего Хуана призвали в армию Республики, а вскоре отправили в СССР учиться на пилота. В 1937 году он закончил Кировабадскую военную школу пилотов в звании сержанта и вернулся в Испанию. После поражения республиканцев он мигрировал в СССР, а с началом Великой Отечественной войны записался добровольцем в РККА.

Ларио участвовал в обороне Москвы и Сталинградской битве, а в 1945 году ему довелось полетать на британских Supermarine Spitfire, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу. За годы войны он совершил 886 боевых вылетов и сбил 35 самолетов противника, причем не только в СССР, но и в Польше, и в Германии.

Из советских ВВС Ларио ушел в 1948 году. Женившись на Марии Лаврентьевой, некоторое время он прожил в СССР, а в 1957 году с супругой уехал в родной Мадрид.