Азиатские нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с необходимостью сокращения объемов переработки топлива или даже временного закрытия из-за стремительного роста цен на сырье, сообщает Bloomberg, ссылаясь на мнения трейдеров.
Основной причиной стало повышение стоимости ближневосточной нефти Murban, что увеличило расходы и сократило прибыль переработчиков. Особенно сложная ситуация складывается у частных предприятий, расположенных в Южной Корее, Сингапуре и на Тайване, которые оказались наиболее уязвимыми к скачкам цен.
Сложившаяся ситуация связана с активным поиском альтернатив российской нефти со стороны Индии и Китая. Индийские нефтеперерабатывающие компании объявили множество тендеров на поставку нефти из разных регионов мира, пытаясь заменить российское топливо на фоне новых санкций США. Bloomberg отмечает, что Нью-Дели активно работает над заключением сделок на спотовом рынке и ведет переговоры по долгосрочным соглашениям с ближневосточными поставщиками. Некоторые поставки ожидаются уже в феврале, что подчеркивает оперативность поиска замены.
Эксперты прогнозируют, что переговоры Индии с Саудовской Аравией и ОАЭ будут сложными, так как на протяжении последних двух лет индийские импортеры отдавали предпочтение российской нефти из-за ее более низкой стоимости. Задача усложняется тем, что Россия обеспечивала Индии около 1,8 млн баррелей нефти в сутки, что составляло треть импорта страны. Индийский министр нефти Хардип Сингх Пури заявил о возможности наращивания импорта из США, а также анонсировал сделки с Аргентиной. По его словам, Индия готова сотрудничать с любыми поставщиками, которые смогут предложить выгодные условия.
По данным Bloomberg и аналитической компании Kpler, Россия в 2024 году заняла первое место по объемам поставок нефти в Индию, обойдя Ирак и Саудовскую Аравию. Кроме того, объем экспорта российской нефти в Китай за год увеличился на 2%, достигнув 2,159 млн баррелей в сутки, что составляет 20% китайского импорта. Однако 10 января США ввели пакет жестких санкций против российского энергетического сектора, затронув компании "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз" и более 180 судов так называемого "теневого флота". В результате Индии и Китаю пришлось увеличить закупки у поставщиков из стран Ближнего Востока, Африки и обеих Америк, что привело к росту цен и затрат на транспортировку.