Мнение

От зомби к паразитам: почему кино Южной Кореи завоевало весь мир

От зомби к паразитам: почему кино Южной Кореи завоевало весь мир

2010-е можно смело назвать "десятилетием южнокорейского кино в России". Прошлым летом в прокат вышел фильм "Паразиты", получивший "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале и ставший одним из самых кассовых фильмов в сегменте авторского фестивального кино (более 92 миллионов рублей). За год до этого в России вышел другой лауреат Канн — "Пылающий", а в 2016 вполне успешно прошел один из самых кассовых фильмов у себя на родине "Поезд в Пусан". 2020-й должен закрепить эту славу: сейчас в кинотеатрах идет еще одна картина режиссера "Паразитов"— фантастика "Сквозь снег", где играет звезда "Мстителей" Крис Эванс. А с этого четверга Okko (экс-"Формула кино" и "Синема Парк", объединившиеся под одним брендом) выпускают в прокат "Олдбой", культовый триллер 2003 года, который на Каннском кинофестивале привел в восторг зрителей и жюри во главе с Тарантино. Иван Афанасьев объясняет, почему кинематограф Южной Кореи пользуется большим спросом в России. 

Есть причина коммерческого толка: прокатчики явно готовят почву к появлению на кинотеатральном рынке нового крупного игрока — южнокорейской сети CJ CGV, которая в октябре открыла свой первый четырехзальный кинотеатр "CGV Ангара" на Чонгарском бульваре совместно с девелоперской компанией ADG Group, которая занимается развитием городского пространства. Заявлено об открытии еще нескольких кинотеатров европейского уровня в ближайшие два года. Лояльность к одной из крупнейших кинотеатральных компаний в мире — важный момент для укрепления бизнес-отношений и вывода российского предпринимательства в сфере проката на новый, международный уровень, которого пока что у нас в стране смогла достигнуть лишь сеть кинотеатров "Каро".

Но есть и еще одна, гораздо более прозаичная причина: фильмы Южной Кореи на данный момент — одни из самых интересных в мировом кинематографе. Объяснить, что именно делает его таким любопытным, довольно легко. Возьмем для примера прошлогодний фильм "Паразиты" режиссера Пон Чжун Хо, который у себя на родине успел заработать славу самого уважаемого режиссера. Простейший сюжет: семья малообразованных и малоимущих пройдох Кимов чудесным образом втирается в доверие Паков — очень добрых, но крайне наивных богатеев. Они устраивают бедолаг с улицы к себе на службу: отца водителем, его жену кухаркой, сына — учителем английского и так далее. Те потихоньку начинают пользоваться положением, восприняв этот подарок судьбы как карьерную возможность. Но все меняет один весьма неожиданный поворот.

Такой же неожиданный и внезапный, как и сам фильм. 2019-й, кстати, был богат на такие релизы: рядом примостился "Джокер" Тодда Филлипса, социальная драма про гоголевского маленького человека, замаскировавшаяся под блокбастер во вселенной DC и собравшая миллиард долларов — парадокс, с которым многие до сих пор не могут смириться. "Паразиты" в этом плане — идейный антипод фильма Филлипса: блокбастер, замаскировавшийся под социальную драму, в котором целая группа "маленьких людей" разыгрывает очень черную комедию, перетекающую в драйвовый триллер. Увлекательный, смешной (иногда до жути, переносной и буквальной) фильм, от которого невозможно оторваться как от хорошего жанрового кино, но с мощным социальным посылом.

В этом и заключается прелесть кинематографа Южной Кореи: отличные жанровые решения у них уживаются с художественными достижениями. Еще хороший пример — выходящий в повторный прокат "Олдбой" другого знакового режиссера Пак Чхан Ука. Его уже давно заприметили главные знатоки развлечений в сфере кино — голливудские и британские продюсеры: в 2012 году режиссера пригласили поставить готический триллер "Стокеры" ("Порочные игры" в нашем прокате) с Николь Кидман и Мией Васиковской, а в 2018 году он снял шпионский сериал "Маленькая барабанщица" для BBC. Его фильмы — гибриды на стыке авторского и массового кино, холодные триллеры, наполненные неординарным черным юмором (который в принципе присущ режиссерам Южной Кореи).

"Олдбой" в этом отношении — гремучая смесь из тарантиновской стилистики (в частности одним из референсов видится дилогия "Убить Билла"), азиатского колорита и завязки в духе "Графа Монте-Кристо". Ничем не выделяющийся мужчина О Дэ Су похищен средь бела дня и помещен в загадочную тюрьму, в которой ему приходится провести ровно 15 лет. Внезапно его выпускают, и ведомый жаждой справедливости О Дэ Су начинает поиски своего заточителя. Детективная фабула служит поводом, чтобы поговорить со зрителем о чувстве мести и его губительном влиянии на человека и окружающих. Эклектичная цветовая гамма, впитавшая в себя экспрессивность комикса и мрачность нуар-фильмов 50-х, раскрашивает эту историю в цвета крови и ярости. Зритель получает увлекательный детектив, но в подобных картинах развязка с нахождением преступника дарит чувство удовлетворения. "Олдбой" приберег для зрителя неожиданный финт, который разворачивает фильм на 180 градусов и выводит из чувства равновесия. Именно так и работает хорошее авторское кино — рушит привычные стереотипы.

Поэтому на корейцев так часто ориентируются киноманы со стажем в поиске неординарного жанрового кино: им не нужно завлекать зрителей следованием актуальной общественной и политической повестке (как, например, движение #metoo), они берут знакомые схемы и переворачивают с ног на голову. Традиционный американский вестерн подвергается тотальной деконструкции в фильме "Хороший, плохой, долбанутый": трое авантюристов разного склада морали ищут сокровище на Маньчжурском полуострове, оккупированном японскими войсками, параллельно высмеивая все штампы жанра (в числе которых и его образцы вроде фильмов Серджио Леоне). 

Еще один жанровый гибрид — зомби-хоррор "Поезд в Пусан" — предлагает не только неожиданный сеттинг (люди vs. живые мертвецы в мчащемся поезде), но и мощную драму: чтобы выжить, люди вынуждены проявлять свои худшие качества (что возвращает зомби-кино его первоначальный смысл, заложенный родоначальником жанра Джорджем Ромеро).

Сейчас к кино Южной Кореи прикованы взгляды всего прогрессивного киносообщества. Режиссеров зовут снимать в Европу и США (режиссер "Паразитов" Пон Чжун Хо до этого снял фильм "Окча" для Netflix с интернациональным составом актеров, включая Джейка Джилленхола и Тильду Суинтон). Актеров приглашают в голливудские блокбастеры (одна из главных звезд корейского кино Ли Бен Хон попал в "Терминатор: Генезис" и ремейк "Великолепной семерки"). Продюсеры приобретают фильмы для кинопроката за пределами страны и выкупают права на ремейки (по "Паразитам" снимут англоязычный сериал для HBO, а Леонардо Ди Каприо в 2008 году планировал снять фильм по мотивам триллера "Преследователь"). Так что если вы хотите найти что-то неординарное и одновременно увлекательное, то советую вам обратить внимание на фильмы Южной Кореи. Как минимум стоит сходить на "Олдбоя" в кино — и влюбиться без оглядки.