Мнение

Два года без спорта: почему попытка наказать Россию обернулась для нее победой

Два года без спорта: почему попытка наказать Россию обернулась для нее победой

Спортивный арбитражный суд на прошлой неделе поставил точку в долгой дискуссии о том, как же именно наказать Россию за предполагаемое нарушение антидопинговых правил (изменения в базе данных Московской антидопинговой лаборатории). На два года, до декабря 2022-го, наша страна лишается возможности принимать крупные соревнования, кроме футбольных, и, главное, остаётся без права на название, флаг и гимн на всех крупных международных турнирах. Михаил Мельников рассказывает, как все к этому пришли и что теперь будет.

"Россия объявила о победе"

На пресс-конференции Владимира Путина, состоявшейся за несколько часов до решения Спортивного арбитражного суда по апелляции на отстранение России от соревнований, был задан лишь один вопрос про спорт — и тот связанный с личной жизнью форварда Артема Дзюбы. Очевидно, что в преддверии сурового вердикта организаторы не хотели ни теребить больную тему, ни раздражать международное спортивное чиновничество.

Как показал результат, они поступили правильно. Потому что Россия, в общем, одержала победу: ее апелляция на четырехлетнее отстранение была в значительной степени удовлетворена. Иначе не бесновался бы генеральный директор USADA Трэвис Тайгарт: 

Сегодняшнее решение Спортивного арбитражного суда по иску Всемирного антидопингового агентства в отношении РУСАДА просто опустошительно. ВАДА и Международный олимпийский комитет с первого дня заняли неверную позицию в этой грязной допинговой истории, ставшей возможной благодаря России, и снова поставили политику выше принципов.

В дополнение ко многим другим лазейкам это решение прямо предоставляет членам МОК из России особое отношение и освобождает их от каких-либо последствий за их деяния. ВАДА дало понять, что оно не слышит спортсменов и ни во что не ставит их интересы. Россия объявила о своей победе сегодня.

Суть наказания

В результате наказание получилось совсем уж несуразным. На Олимпиадах (Токио и Пекин) и чемпионатах мира мы будем выступать — но, как в Пхенчхане, под белым флагом, видимо, символизирующим капитуляцию. Спасибо, обязанность вставать на одно колено не прописали. Молодежных чемпионатов и европейских соревнований запрет не коснется — так, хоккейный МЧМ мы будем выигрывать под бело-сине-красным флагом. Молодой шведский биатлонист Себастьян Самуэльссон негодует: 

Если запрещать выступать без флага и гимна на Олимпийских играх, то надо это делать и на этапах Кубка мира. В чем разница? 

Напомню, ранее иногда запреты доходили до абсурда — скажем, в 2017 году нашим легкоатлеткам запретили выступать с маникюром российских цветов. Запрет на проведение международных спортивных соревнований не касается футбольных — матчи футбольного Евро-2021 и финал Лиги чемпионов — 2022 перенесены не будут.

Мы, вероятно (но это не точно), теряем ЧМ-2021 по пляжному футболу, ЧМ-2022 по волейболу и еще несколько соревнований. Если бы наказание осталось четырехлетним, мы бы остались без хоккейного ЧМ и Универсиады, которые пройдут в 2023 году. Думается, это стало одной из главных причин сокращения сроков: спортивные чиновники понимают, что это был бы удар по кошельку федераций, ведь Россия — один из крупнейших спонсоров мирового спорта.

Решение по этому пункту не всеохватывающее, в нем многое неясно — например, какова судьба турнира претендентов по шахматам в прекрасном Екатеринбурге, который был приостановлен из-за пандемии. Будут ли доигрывать его за границей или считается, что на уже начавшиеся турниры запрет не распространяется? Российское антидопинговое агентство вновь потеряло международную лицензию (статус соответствия), также наша страна заплатит 1,27 млн долларов.

Российские чиновники теперь не смогут быть членами советов, комитетов и любых других подразделений международных спортивных федераций, подписавших кодекс WADA. Также они не смогут посещать соревнования, проводимые этими федерациями. Исключение — для лиц, входящих в МОК или лично приглашенных первыми лицами страны-организатора. Выглядит очень забавно: сидящие на зарплате от взносов национальных федераций спортивные судьи отстранили тех, кто выделяет огромные деньги на развитие спорта.

Еще немного позитива. Олимпийский и Паралимпийский комитеты России вернули себе право набирать составы команд — ранее предполагалось, что этим займутся международные организации. Соответственно, сильно упростился отбор: атлету достаточно быть "чистым" от допинга и не находиться под расследованием.

Россия вернула себе право на бело-сине-красные цвета и слово Russia на форме (но только в сочетании с идиотской фразой "нейтральный атлет"). Известный немецкий журналист Хайо Зеппельт корчится в муках: 

Невероятно! На форме нейтральных спортсменов может быть написано "Россия". CAS действительно считает, что это нейтральная форма?

В Олимпийском комитете России, как и полагается, сделали вид, что решением недовольны: "Нет никаких оснований для какого-либо наказания РУСАДА и, как следствие, санкций в отношении участников процесса". Однако очевидно, что Россия не воспользуется правом оспорить это наказание — наши адвокаты и так добились немалого, тем более что соревнования 2021 года наверняка будут скомканными из-за пандемии.

Россия под нейтральными цветами на Олимпиаде-2018 | Фото: Reuters

Одним миром мазаны

Я далек от мысли, что наш спорт белый и пушистый. Из заметных спортивных держав только Россия и Китай держат профессиональный спорт на частичном гособеспечении (да и то Китай — только через госкомпании, а не напрямую из бюджета), а это, как ни крути, знак особого отношения, признания существенной пропагандистской роли спортивных успехов. Но, к сожалению, это преувеличение роли массового развлечения для людей приводит ответственных за него чиновников к желанию добиться успеха любой ценой, в том числе и для сохранения своих рабочих мест.

Поэтому утверждать, что проблемы допинга у нас нет, лично я бы не стал. Роль профессионального спорта в России очень сильно преувеличена, отсюда и стремление к победам любым путем. В то же время налицо дисбаланс интереса контролирующих органов: если Россию в прямом смысле рассматривают под микроскопом, то, например, "проблема астматиков", то есть лиц с терапевтическими исключениями и правом приема сильнодействующих препаратов, словно не существует.

Есть вопросы и к американским профессиональным лигам, вообще поставившим себя выше остального спорта и откровенно игнорирующим международные правила. Спорт высших достижений, увы, "нечист" практически весь, просто допинг делится на три категории — найденный, не найденный и еще не запрещенный. Нас судят не за факт фармакологии, а за фармакологический непрофессионализм.

Признать все это вслух в международном суде, конечно, не могли, но понимание несправедливости существует. Поэтому и наказание, по большому счету, получилось символическим. Если инициаторы отстранения хотели унизить Россию белым флагом, они добились прямо противоположного — страна стала еще сильнее поддерживать своих спортсменов, хотя бы из чувства протеста.

Отказ чиновникам в посещении соревнований — чистая проформа, ибо исполнение этого пункта практически невозможно отследить для лиц статусом ниже министра. Не будут же при входе на стадион спрашивать каждого: "Простите, вы не российский чиновник? Нет? Ну проходите". Это, кстати, очень по-российски: не секрет, что при понимании невиновности обвиняемого его, увы, чаще всего не оправдывают, а назначают наказание "ниже нижнего".

Реально чувствительных наказаний могло быть два: денежное и организационное. То есть огромный многомиллиардный штраф (а не случившаяся "компенсация расходов на расследование") или реальное отстранение всех граждан России от международных соревнований высокого уровня. Прецеденты есть: ЮАР отстраняли за апартеид, а Югославию — за войну со своими бывшими республиками.

Вот до этого последнего сценария доводить не надо. На войне как на войне, но все же профессионализм нужен в любом деле.