“Европа завидует Москве: это лучший город Земли” - заголовок статьи в польском издании Gazeta Wyborcza вызовет разрыв шаблонов у многих западных читателей. Почему же журналист Вацлав Радзивинович считает Москву европейским городом? Причин - множество.
Первая причина - транспорт. Вот как описывает свои впечатления автор публикации в Gazeta Wyborcza, имеющий, как выяснилось, немалый опыт жизни в российской столице.
“Машины у меня в Москве нет. Мне никогда не хотелось ее заводить. Зачем? Чтобы стоять в пробках, ругаться с другими водителями, которые иногда со злости хватаются за пистолеты? Метро работает здесь восхитительно исправно, и я его очень люблю.
Еще до недавнего времени на улицах царило невообразимое хамство, и чтобы остаться на проезжей части в живых, следовало быть очень осторожным. А сейчас по сравнению с россиянами хамами за рулем выглядят поляки. Приезжая в Польшу, я оказываюсь кандидатом в самоубийцы. В Москве внезапно (сам не знаю почему) что-то изменилось. Не заметно, чтобы полиция следила за пешеходными переходами, выписывала штрафы или проводила разъяснительную работу, но машины начали вежливо тормозить перед “зебрами”. Практически все. Хотя когда для пешеходов загорается зеленый, пара водителей еще старается на полной скорости проскочить через переход. Что поделать, россияне обожают азарт, а дорожная рулетка возбуждает их особенно сильно”, - пишет Радзивинович.
Прошли те времена, когда в центре Москвы безраздельно властвовали автомобилисты. Ситуация изменилась. И это вторая причина для шага в сторону европейского города.
“Пешеходы постепенно получают во владению старую Москву, где одна улица за другой превращается в променады. Полностью или частично закрыты для движения Большая Дмитровка и пересекающие ее переулки, вскоре то же самое произойдет на параллельной ей Петровке. Так что у Москвы появится настоящий (и очень красивый) европейский старый центр. Прежде чем отдать променады пешеходам, там наводят порядок: делается капитальный ремонт домов, появляются лавочки, зелень.
Городское управление хитро избавляется от тех, кого оно не хотело бы видеть на пешеходных зонах: банкам приходится платить повышенные арендные ставки, а ресторанам и магазинам наоборот предлагают скидки. Более пешеходной становится “парадная” улица Москвы - Тверская. На ее широких тротуарах всегда тесно стояли припаркованные машины, и протиснуться между ними, например, с детской коляской, было очень сложно. С этого лета моментально очищать тротуары начала эскадра эвакуаторов”, - делится впечатлениями журналист польского издания.
Велосипедисты, вслед за пешеходами, получили от московских властей больше жизненного пространства, отвоеванного у машин. Это третья причина, чтобы признать российскую столицу европейским городом.
“Летом этого года велосипеды все же завоевали Москву. В центре появилось 150 точек проката с 2,5 тысячами велосипедов. Достаточно зарегистрироваться в интернете и оплатить картой абонемент. На год он стоит 1200 рублей, а 30 минут можно ездить бесплатно. Пять лет назад велодорожек не было вообще. Сейчас их уже около 200 километров, а к концу 2015 года должно стать почти 330.
Я жду трассу вокруг Бульварного кольца (старые очаровательные улицы, идущие вокруг Кремля), которую обещали сделать к весне. Когда с ней, а это должно произойти к лету, соединят велодорожку от Белорусского вокзала (рядом с которым я живу) до Красной площади, мне будет очень удобно”, - радуется автор публикации в Gazeta Wyborcza.
Еще одна причина для похвал произошедшим в Москве изменениям - реконструкция парков.
“Я жил рядом с Парком культуры и отдыха имени Максима Горького (известным по фильму “Парк Горького”). Над ним поднимался дым пережаренных шашлыков, толпы пьяных заправлялись продававшимся повсюду пивом. Разогретые эмоциями и алкоголем девушки визжали во все горло на привезенных с немецких свалок американских горках. Сомнительный отдых, ноль культуры.
В особые праздники, как день десантника или пограничника, здесь заправляли ребята в голубых или зеленых беретах и полосатых майках. Они ныряли в фонтаны, разбивали о головы водочные бутылки и искали, кому бы дать в морду. Одним словам, в парках было уютно, как на минном поле, а вход стоил немалых денег.
Поэтому я обходил парк Горького стороной. Я попал сюда случайно в конце лета 2012 года и потерял дар речи. Чудо, абсолютно настоящее. Американские горки больше не шумят: они пропали. Горелым несвежим мясом не пахнет, пива не продают. Зато можно взять велосипед и кататься по очищенным от палаток аллеям. Публика тоже стала другой: не шашлычной и не пивной. Когда располагает погода, она вальяжно лежит на надутых лежаках, расставленных по тщательно постриженным газонам, прохлаждается с книжками и планшетами - бесплатный Wi-Fi работает во всем парке отлично. На эстрадах играет музыка, но отнюдь не диско. Теперь здесь можно послушать лекции, научиться оригами или выковать гвоздь. Это даже не Европа: Европа может позавидовать. Похожая метаморфоза произошла и в других парках. В них царит идеальный порядок, там безопасно и есть бесплатный интернет. Все лето парки были сценой смотра “Лучший город Земли”, который включал в себя больше 70 фестивалей, конкурсов и выставок”, - описывает произошедшие изменения польский репортер.
В военной суматохе и взаимных санкциях мало кто обращает внимание на то, что происходит с Москвой - подытоживает Вацлав Радзивинович. И совершенно зря. Метаморфозы российской столицы показывают - вот она, Европа. И никакими воплями про “диких русских”, которыми разрезают воздух западные пропагандисты, нового лица Москвы не замарать.